К1иран де, 22.12.2024, 14:01
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Зура Итсмиолорд


Сохранение культурного наследия Чечни
Сохранение культурного наследия Чечни

Зура Итсмиолорд


Из всего многообразия культурной деятельности наиболее сложным остается музейное дело, все составляющие которого тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Это не только изучение и использование артефактов - предметов культурного наследия народа, учет и хранение, но и музейная политика - строительство и организация управления музеями, развитие науки (музееведение) и расширение границ музейной политики, то есть научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Трагические события последних десятилетий, унесшие несколько сот тысяч жизней, нанесли серьезный ущерб и культурному наследию Чеченской Республики, расшатав устои человеческого капитала из-за страха быть неизвестными погребенными, пропавшими без вести, униженными и оскорбленными. Люди старались выжить любым образом, а преступники от власти и генералитета пытались убить в народе все самое ценное: культуру, менталитет. Пришлые и местные "археологии" разграбили то, что принадлежит потомкам аборигенов. Теперь все острее встает вопрос сохранения, изучения и использования культурного наследия страны башен и склепов. Многофункциональные институты социокультурной памяти - музеи обязаны реализовать потребность общества в правильном отборе, сохранении, репрезентации природных объектов, экспозиции этнокультурных ценностей. Уникальные хранилища человеческой памяти и культуры должны строить свою работу в рамках высоконравственного воспитания, подъема сознательности общества и повышения уровня самообразования каждого члена общества независимо от его узких интересов в области профессиональной деятельности.
Музейный материал служит предметом просвещения, расширения научных знаний, повышения культурного уровня общества.

Самая главная проблема музеев Чеченской республики заключается в отсутствии подготовленных специалистов, неправильном подборе кадров (протекционизм) и практике трудоустройства, когда на работу люди идут по остаточному принципу: перебиться до лучших времен. Человек, не имеющий никакого отношения к искусству, не понимающий разницы между пюпитром и палитрой, заявляет свои требования на занятие руководящей должности в галерее искусств, оправдываясь отсутствием другой работы (?), трудоустраивается без зазрения совести по звонку "сверху". И не потому, что жаждет познать тайны живописи или виды декоративно-прикладного искусства, а, обманувшись звучным названием должности. А вот чем отличается основной фонд от вспомогательного или обменного не ведает, не говоря уже о соблюдении субординации с директором, который обеспечивает художественную сторону деятельности учреждения необходимой финансово-хозяйственной поддержкой. Навязывание кадров по принципу родственных связей, дружеских отношений, случайных знакомств мешает профессиональному и творческому росту. Отсутствие четких границ обязанностей, игнорирование строгого соблюдения должностных инструкций ведет к пассивности в работе, препятствует профессиональному росту. Не может и не должен научный сотрудник заниматься физической работой по комплексному обслуживанию, а смотритель писать научные статьи или проводить тематические экскурсии. Поэтому и нет правильного учета, не ведутся инвентарные книги и карточки научного описания. Краеведческий музей, мемориальный комплекс вместо необходимой работы устраивают персональные выставки художников для очередной галочки. Непочатый край своей работы откладывается на "потом", чтобы никогда к нему не возвращаться.
Уникальность музейного учреждения заключается в ее специфике: аналитический результат научных исследований каждой экспозиции, выставки, подготовка и выпуск научных публикаций (каталогов, сборников, статей); форма и методы работы с посетителями: постоянные и выездные выставки, лекции, экскурсии, мастер-классы. Музеи нашей республики должны стать основанием для получения статуса культурного центра Северо-Кавказского региона. Интересные многообразные знания привлекут к себе внимание туристов и гостей, удовлетворят постоянно растущие культурно-эстетические потребности.
Музейная деятельность несет на себе отпечаток культурного своеобразия нашего региона, являющегося своеобразным мостом на Великом Шелковом пути.

Из-за полного уничтожения музейных фондов в результате кровавого конфликта, грабежа и развития так называемой "черной археологии", значимых исторических событий в поствоенный период, необходимо менять принцип формирования фондов. Сегодня ценны не только раритеты, но и документальные, живописные и фото-фиксации событий каждого дня. Музей из хранилища должен превратиться в постоянно обновляющийся выставочный центр, куда интересно приходить каждому и каждый день. Этот социально-культурный центр обязан не только собирать, хранить и экспонировать материальные ценности, но и исследовать с точки зрения духовности. Идет взаимосвязь просвещения и образования, культурного и нравственно-эстетического воспитания с рациональной организацией досуга и вовлечения людей в мир творчества, формирования объективного исторического сознания народа, несмотря на все перипетии судьбы в процессе преодоления кризиса развала Советской империи.
Перед нами стоит задача создания единого музейного пространства. Новые тенденции и развитие технологий всех музеев края. Не сможем создать туристический кластер без развития народных промыслов, которые сохранила коллективная память. На современном этапе развития наше общество изменилось из-за экономических и социальных проблем, так как целое поколение выросло в годы войны с ограниченными возможностями в получении образования, воспитания.
Глобальные задачи, решением которых заняты сокровищницы человеческой памяти, переместились в сферу духовности. Если даже государство не в состоянии в полной мере осуществлять поддержку развития культуры, то музеи должны изменить тональность диалога с обществом, перестроиться не только внешне, но и поменять организацию своей работы. Безынициативность, низкий профессиональный уровень, нежелание выстраивать новые взаимоотношения с обществом ведут к краху музейного дела и ставят вопрос о целесообразности существования таких учреждений культуры.

По инициативе З.Бакаевой - бывшего хранителя фондов государственной галереи им.А.А. Кадырова собирается книжный фонд для первой региональной культурологической библиотеки на Северном Кавказе. Известный поэт-писатель Николай Матвеевич Егоров (1923) - уроженец города Грозного, проживающий в г.Ростове-на-Дону, передал в дар чеченскому народу 115 предметов живописи и декоративно-прикладного искусства из частной коллекции и более 300 книг по теории и практике живописи. Среди них нет, конечно, ксилографических и типографических инкунабул, напечатанных готическим шрифтом без абзацев, зато есть редкие альбомы, выпущенные в Польше, России, Армении и других странах.
Фонды формируемой библиотеки пополняются книжными новинками, получаемыми от Архивного управления Чеченской Республики. Насколько нам известно, частные лица изъявили желание передать в дар новой библиотеке материал из своих собраний и коллекций. Пожелаем удачи коллективу Государственной галереи им.А.А. Кадырова (директор: Х.Р.Болотбиев) в необходимом деле во блага чеченского народа.
Незавершенным осталось довольно-таки интересное мероприятие, организованное на базе Государственной галереи им.А.А. Кадырова Министерством по делам молодежи ЧР (Министр Дааев Х.-Б.) в октябре прошлого года. Выставка конкурс-аукцион "Красота своими руками" не дал ожидаемых результатов по той простой причине, что сотрудники названного ведомства не успели подготовить дипломы для победителей, не пригласили спонсоров, готовых оказать помощь не только начинающим художникам, но и детям-инвалидам с проблемами здоровья (церебральный паралич). Высокие слова остались "за забором", а галочка о проведении мероприятия поставлена, хотя ни один из участников выставки не получил стимул. К сожалению, представители различных ведомств республик, приглашенные на аукцион, разбежались с "палубы корабля", когда подступила "вода" - призыв приобрести работы художников. Надо отметить, что работы имели художественную ценность и могли занять достойное место в частных коллекциях или в музейных фондах республики. Кстати, организаторы конкурса намеревались передать шесть работ, выдвинутых на первые места по номинациям. Позволю себе вольность напомнить Министерству по делам молодежи о необходимости передать дипломы номинантам (Дадаева Анжелика - портрет, Дуцаев Сайхан - каллиграфия, Яскиева Лолита -натюрморт, Тайсумова Тамара - авангардная живопись, Дашаева Милана - пейзаж, Муцаев Рустам - поощрительная номинация) до окончании срока обещанного, хотя бы спустя четыре месяца. Людям творческим - летописцам истории (кистью и пером, пастелью и графитом) нужна наша поддержка и понимание.
Почему-то затянулось возрождение музея изобразительного искусства им.П.З. Захарова - академика живописи XIX века, чеченца по происхождению. Более семидесяти лет фонд музея собирался из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа. Почти четыре тысячи единиц хранения: около одной тысячи произведений живописи, одной тысячи двести графических изображений, одной тысячи предметов декоративно-прикладного искусства (в их числе коллекции ковров, кавказского и турецкого оружия), сто семьдесят скульптурных работ. Из-под завалов извлекли пятьсот картин. Реставрационная мастерская академика И.Э. Грабаря приняла на реставрацию шестьдесят полотен кисти А. Куинджи, Ф. Рубо, П. Захарова и западно-европейских мастеров XVIII-XIX веков. Часть картин погибла и исчезла, часть вылавливали на русских аукционах дома Сотбис, а "Пленение Шамиля" Ф. Рубо спасали сотрудники ФСБ на границе с Азербайджаном. Не получившая ни единой царапины от пулеметного и бомбового огня, содранная варварами с рамки картина размером 2,5 на 3,5 метров, оказалась сложенной в книжку и под прессом ковров. На ее реставрацию понадобится почти десять лет. Необходимо "пересадить" картину с основы на основу. Сначала красочный слой укрепить тончайшей папирусной бумагой, затем микрон за микроном истончить родной холст, подводя изображение под новый крепкий холст и кропотливая тонировка - восполнение отсутствующих красок.

Назрела необходимость создания своей Академии живописи, организации уличных вернисажей, систематических пленэров, фестивалей разножанровых видов искусств, не говоря уже о мастерских для художников.

Прикасаясь сердцем к прошлому, изучая традиции предков, мы сохраним себя, как этнос.
Къастар: Зура Итсмиолорд | Д1аяздина: itsmeolord (15.02.2013)
Хьоьвсина 2348-за | Тидам бар: 5.0/1



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)