«Аватар» Джеймса Кэмерона взорвал не только кошельки, но и сознание миллионов людей по всему миру, побив абсолютный рекорд в кассовых сборах. 2 миллиарда долларов прибыли, миллионы фанатов, готовых смотреть этот фильм до исступления, восторженные отклики рецензентов, зависть коллег по кино-цеху – все это про одну и ту же картину. Но будучи голливудской кино-эпопеей, «Аватар» не так прост, как представляется очарованному зрителю или восторженному критику.
Старые цели
Вне всякого сомнения, с помощью продукции Голливуда элиты США пытаются изжить комплекс своей нации за прошлые преступления – истребление индейцев, позорный период рабовладения, уничтожение Хиросимы и Нагасаки, войны, развязанные по всему миру, – Вьетнаме, Афганистане, Сомали, Ираке и т. д.
В «Аватаре» Джеймса Кэмерона все это есть – и прямые аналогии с истреблением индейской расы, и с уничтожением напалмом вьетнамских деревень, и с геноцидом целой цивилизации и культуры в исламском мире. Но в голливудских фильмах, где злодеи угнетают аборигенов, всегда находится добрый американец, который становится на сторону угнетаемых и побеждает в итоге всех злодеев и агрессоров.
Этим простым приемом американское кино позволяет среднему зрителю прожить историю своей нации набело, то есть встать на защиту индейцев, вьетнамцев и иракцев, победить с ними угнетателей и ощутить себя спасителем мира. Но только ощутить, и только в кино. А в реальности в это время, пока обычный гражданин лечит свои комплексы в кинотеатре, американское оружие продолжает множить по всему миру новые ираки, сомали и вьетнамы.
Другой задачей голливудской машины является то, что оно постепенно готовит сознание американцев и жителей других стран к тому, какое будущее им уготовано. Это будущее соответствует формуле «High tech. Low life» - «высокие технологии – низкий уровень жизни». Это будущее, в котором высокое технологическое развитие общества соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой и бесправием.
Цифры и сюжет
Несомненно, Голливуд в своей неуемной фантазии и раздвижении границ человеческого воображения в очередной раз удивил весь мир. Научно-фантастический блокбастер «Аватар» с бюджетом, превышающим $400 млн., уже называют феноменально успешным в коммерческом отношении фильмом.
Специально для показа этого фильма по всему миру были открыты новые 3D-кинотеатры с трехмерными проекторами, позволяющими зрителю воспринимать не плоскую картинку, а объемную, и создающими у него эффект непосредственного присутствия в событиях фильма. В России фильм одновременно вышел в прокат на рекордном количестве экранов - 1350.
Сюжет данной картины прост. Плохие земляне в лице хищного дельца и жестокого полковника пытаются завоевать планету Пандора, населенную синими гуманоидами с кошачьими лицами - Нави. Для реализации их коварного плана в среду гуманоидов внедряются аватары – искусственно созданные тела, ничем не отличающиеся по внешнему виду от самих этих синих гуманоидов.
Эти аватары были созданы землянами при помощи генной инженерии по образу и подобию этих синих гуманоидов. Аватары могут дистанционно мысленно управляться человеком, под генный набор которого он создан. Главный герой фильма Джейк Салли настолько вживается в свой аватар и настолько влюбляется в завораживающий мир Пандоры, что предает своих товарищей землян, переходит на сторону гуманоидов и в теле своего аватара возглавляет освободительную войну гуманоидов против землян.
Все это действо не только сдобрено дежурными голливудскими элементами вроде красавицы-спутницы, любовной истории, но и разворачивается на фоне невероятно красиво проработанного, притягательного и завораживающего мира планеты Пандора. Буйная фантазия Джеймса Кэмерона заселила этот мир самыми удивительными животными, растениями и всепланетным разумом – «Великим деревом Эйва».
Технологии
Успех фильма «Аватар» во много связан не с его оригинальным сценарием, или с мифологией, положенной в его основу, а со спецэффектами и новыми технологиями съемок, которые впервые в истории кинематографа применил Кэмерон. Несмотря на то, что фильм снимался практически в пустом павильоне, а весь фантастический мир был прорисован на компьютере, Джеймсу Кэмерону удалось создать мир невероятной притягательности.
Как пишет портал «Лента.Ru», «Кэмерону в очередной раз удалось то, на что способен только он - раздвинуть границы привычного зрителям кинематографа». Созданный им мир по глубине и уровню детализации превосходит не только лучшие образцы фантастического жанра, но и специализированные программы телеканала «Discovery». Представители флоры и фауны Пандоры описаны столь детально, что к концу первого часа зритель получает полное представление о пищевых цепочках планеты и совершенно теряет ощущение, что все это экранное буйство жизни - выдумка.
Специалисты же сравнивают прорыв, совершенный фильмом Кэмерона, с началом эры звукового кино. Режиссер применил целый комплекс новейших технологий кинопроизводства, что позволило почти идеально совместить компьютерную анимацию с игрой живых актеров и достичь высокой степени правдоподобия в создании целого мира.
Флюоресцирующий в ночи растительный и животный мир Пандоры, действительно, завораживает. Ну, и конечно, сами разумные обитатели планеты - раса Нави. В одном из интервью Кэмерон как-то сказал, что «хочет сделать своих гуманоидов не похожими на людей, но такими, в которых любой Homo Sapiens может влюбиться». Стоит признать, что с этой задачей он справился.
Аватаро-мания
Изобретенные Кэмероном технологии съемки, позволили ему создать фильм в таком техническом исполнении, что весь мир буквально как завороженный и потерявший всякий рассудок, ослеплен зрелищем на экране. «Аватар» продолжает удивлять и поражать зрителей всего мира. Все громче раздаются голоса, что он станет уникальным явлением в мировом кино.
Причем, фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в 3D, что создает максимальные условия для воздействия на психику и подсознание людей. Человек не со стороны наблюдает за происходящим, а находится вместе с народом Нави, внутри его мира.
«Аватар» стирает границы между фантастикой и реальностью. Такие отзывы оставляют поклонники фильма на многочисленных Интернет-форумах. Фанаты воспринимают увиденное не как художественный фильм, а как реализованные на экране собственные тайные грезы о «земном рае». Далекая планета Пандора, населенная миролюбивыми и «симпатичными» гуманоидами, стала недосягаемым идеалом для миллионов фанатов фильма по всему миру.
Вот типичная картина, как для российских городов, так и для всего мира: «С начала проката ставропольские кинотеатры буквально трещат по швам от небывалого наплыва посетителей. Все зимнее каникулы горожане выстраивались в огромные очереди-змейки, чтобы добраться до удобного кресла и попасть в фантастический мир «Аватара».
Если в первый день показа фильма билеты можно было купить непосредственно перед показом, то уже в последующие сеансы заветные билеты приходилось покупать задолго до показа. Кстати, с первых дней проката кинозалы были забиты полностью, даже несмотря на то, что стоимость билета на «Аватар» выше, чем на другие фильмы.
Многие жители краевого центра посмотрели фильм по пять раз. - Я и сама собираюсь в ближайшие выходные еще раз сходить на этот фильм, - говорит ставропольчанка Наталья».
От экрана до инсульта
Люди настолько теряют чувство реальности в своем обожании мира «Аватара», что реальный мир им после просмотра фильма уже кажется серым и никчемным. После просмотра картины, ее поклонники засыпали Интернет-форумы сообщениями, в которых заявляют о депрессии и даже о намерении расстаться с жизнью, объясняя это тем, что никогда не смогут посетить показанный в фильме мир планеты Пандора.
Североамериканский сайт «Avatar Forums» получил около тысячи сообщений в раздел «Как справиться с депрессией, вызванной мечтой о неосязаемой Пандоре». Пользователь другого портала «Naviblue» Майк написал, что после просмотра нашумевшего фэнтези он хотел покончить с собой. «С тех пор, как я посмотрел «Аватар», я впал в депрессию. Наблюдая мир Пандоры и его жителей Нави, я захотел быть одним из них. Я не мог перестать думать о событиях, произошедших в фильме. Я подумал, если я совершу самоубийство, я попаду в мир, похожий на Пандору», - поделился он.
Кроме того, некоторые зрители жалуются, что во время просмотра «Аватара» испытывают и физический дискомфорт. Недели две назад стало известно, что более трех миллионов британцев пожаловались на головокружение и мигрень во время 3D-сеанса «Аватар».
Как сообщает канал «Вести», на минувшей неделе после просмотра фильма скончался житель Тайваня. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг от долгого зрительного напряжения. Погибший и так страдал от высокого артериального давления, а сильное напряжение глаз при просмотре трехчасового стереоскопического фильма с буйством красок и событий спровоцировало инсульт, заключили медики.
Аватары Индуизма
Здесь мы не будем пускаться в дежурные размышления относительно того, что этот фильм является пропагандой язычества новой версии. Лишь приведем некоторые интересные факты, относительно происхождения самого слова «аватар». Опытные пользователи компьютеров и завсегдатаи всевозможных чатов и форумов привыкли использовать это слово для обозначения маленькой картинки, которую они размещают для обозначения собственного аккаунта или профиля.
Однако все мы применительно к компьютерному миру привыкли использовать это слово с ударением на второй слог «авáтар». А в фильме Джеймса Кэмерона это же слово используется с ударением на третий слог «аватáр». И это не просто особенности произношения этого слова на английском языке.
В таком виде, с ударением на третий слог слово «аватáр» является одним из ключевых понятий Индуизма. Авата́ра или авата́р (с санскрита «нисхождение», «воплощение») – термин в философии Индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения индуистского «бога» из духовного мира в более низкие сферы бытия.
Аватар – в индуистской мифологии воплощение божества в облике земного существа для спасения погрязших в грехе людей, восстановления божественного закона и справедливости (Мифологический словарь).
Аватары играют центральную роль в традиции Вайшнавизма — преобладающем направлении Индуизма. Чаще всего термин «аватар» ассоциируется с Вишну – верховным «богом» в вайшнавской традиции Индуизма и его десятью основными аватарами, наиболее популярными из которых являются Кришна и Рама.
В различных направлениях Индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, таких как Рама и Кришна. Аватары «бога» в Индуизме являются ипостасями «бога», которые нисходят в материальный мир, сохраняя свою всецело духовную природу. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество.
Примечательно, что на большинстве изображений и Вишну, а также его аватары, в которые он «нисходит», или в которых он «воплощается» - Кришна, Рама и т. д., традиционно изображаются существами синего цвета. Джеймс Кэмерон, видимо, не зря выбрал и название для своего фильма, и синий цвет гуманоидов Пандоры, а также тех аватаров, в которые вселяются земляне для проникновения или «нисхождения» в среду этих гуманоидов.
Угроза нового ширка
Но в случае «Аватара» страшны не сами мифологические параллели его сюжета с религией Индуизма. Речь не идет о том, что после просмотра «Аватара» миллионы его фанатов бросятся в язычество. А о том, что «Аватар» создает новую мифологию, которая приведет к появлению целой армии фанатов, превращающих эту мифологию для себя в новую религию.
Предшественники «Аватара», где зрителю подается не просто привлекательный персонаж, но целые новые мифологии и миры, такие как фильмы «Властелин колец», «Матрица», «Гарри Поттер», «Терминатор», «Звездные войны» уже прошли этот путь. Эти фильмы и их мифология настолько захватывают человеческое сознание, что некоторые люди начинают жить в созданных ими вымышленных мирах.
Так, после серии фильмов цикла «Властелин колец» на Западе появилось мощное движение толкинистов - поклонников книг Джона Толкина, придумавшего эти вымышленные миры хоббитов, орков, гномов и прочей сказочной нечисти. Большинство толкинистов играют в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события в ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья).
Они называют себя представителями различных рас, описанных у Толкина, людьми, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, эльфами и т. д. Фанаты дополняют это визуальной эстетикой путем нанесения соответствующего макияжа, изготовлением характерной одежды и макетов оружия. Некоторые толкинисты изучают языки эльфов (Синдарин или Квенья), людей (Адунаик) и орков, придуманные Толкином.
Однако со временем подобные игры переходят опасную черту между увлечением и впаданием в откровенный ширк и куфр. К примеру, уже не первый год британские, австралийские и новозеландские фанаты цикла «Звездные войны» пытаются добиться признания сообщества последователей персонажей из этого фильма – рыцарей джедаев - официальной религией.
К примеру, еще в 2006 году СМИ сообщали, что Умада и Уайюн, двое «рыцарей джедаев», также известных под именами Джон Уилкинсон и Шарлотт Лоу, объявили о начале кампании, направленной на признание ООН «Силы», в которую они верят, официальной религией. Как сообщает «Sky News», проживающие в Великобритании «рыцари» напоминают, что только в стране их пребывания около 400 тысяч человек во время переписи населения 2001 года указали в графе вероисповедания «джедай». Таким образом, количество британских джедаев превышает число их сограждан-буддистов, иудеев и сикхов.
У инициативы британских борцов за признание джедаев уже появились сторонники по всему миру. Согласно официальным данным, в Австралии проживает около 70 тысяч джедаев, в Новой Зеландии - 53 тысячи, в Канаде - 20 тысяч. В сети уже существует ресурс Церкви джедаев со своими обрядами бракосочетания и поклонения.
Вне всякого сомнения, что по прошествии некоторого времени мы станем свидетелями появления новой религии, в основу которой будут положены мифология и персонажи «Аватара», а верховным божеством станет «Великая Матерь Эйва».
Кое-что о Даджале
Можно было бы продолжить статью сравнением технологий, которыми сегодня овладевает Голливуд с тем, что рассказано в хадисах о приходе Даджала (Антихриста). На самом деле, в искусстве создания виртуальной реальности, американская киноиндустрия, превзошла все мыслимые пределы.
Но зло кроется не в самих технологиях создания невероятно привлекательной, но ненастоящей, реальности, а в том, какие цели все это преследует. Ситуация сегодня такова, что все технологии, которые разрабатывает Голливуд для коммерческих целей, на следующий же день перенимает американская армия.
К примеру, в ночь последних президентских выборов в США гости студии на канале «CNN» предстали перед страной в голографическом облике. В частности, знаменитый на весь мир исполнитель WILL.I.AM выглядел так, будто в студии действительно был не он, а его голограмма, причем ведущий Андерсон Купер брал у него интервью в режиме реального времени.
Человека, проецируемого в студию «CNN», одновременно снимали 35 камер высокого разрешения. Камеры совместным потоком передавали сложную картинку в студию, будучи, в свою очередь, синхронизированными со студийными камерами, чтобы не произошло никаких накладок. Кроме того, для большей надежности применялось и инфракрасное сканирование.
И после всего этого общую картинку в режиме реального времени обрабатывали сразу 12 компьютеров. Результатом стало самое настоящее интервью у человека, находящемуся далеко за пределами студии, причем облик человека передавался в полноцветном трехмерном образе. Беседа была такой же простой, как обычный разговор тет-а-тет.
И это не простая забава. Сегодня технологии позволяют создавать голографические изображения в военных целях. К примеру, создавать близкие к реальности изображения перед огромной толпой на открытых пространствах, проецировать изображения на облака с поверхности земли или с космической платформы. Такие изображения будут при определенных условиях видны с земли на территории радиусом в 100-150 километров.
Голографические изображения способны оказывать серьезное влияние на психическое состояние людей, особенно в экстремальных или боевых условиях. Сегодня в мире разрабатываются проекты создания на облаках голографических изображений шахидов, которые «с небес» будут советовать своим единоверцам не сопротивляться действиям, к примеру, оккупационных войск или собственного диктатора, покориться проводимой ими политике.
По имеющимся фактам можно предположить, что испытания подобных устройств уже проводятся. Так, в зарубежных средствах массовой информации отмечалось, что 1 февраля 1993 г. во время небольшой песчаной бури на расстоянии около 15 км к западу от Могадишо (Сомали) солдаты морской пехоты США заметили над поверхностью Земли необычное явление.
В облаке песка и пыли, вращающемся в небе, начало формироваться изображение человеческого лица размером около 150 метров. Спустя несколько минут они поняли, что это не просто человеческое лицо, а лик Иисуса Христа, аналогичный изображениям на религиозных картинах и в скульптурах. Испытав сильнейшее психологическое потрясение, американские солдаты плакали и в молитве опускались на колени.
Один из солдат, видевший это лицо и даже сфотографировавший его, сказал: «Я далеко не самый верующий в мире, но я узнал Иисуса Христа, когда увидел его. И когда вы видите Иисуса Христа, невозможно разговаривать или думать. Вы только опускаетесь на колени, молитесь и начинаете плакать». Песчаная буря продолжалась не более пяти минут.
«Лик Христа», который, по сообщению сомалийских газет, видели тысячи очевидцев, исчез вместе с ветром.
По мнению скептиков, возникшее в небе изображение Христа было всего лишь обычным миражом, вызванным сильной бурей. Религиозные деятели, естественно, стали трактовать этот случай как знак Бога, обращенный к каждому жителю планеты, как «наставление нам от Господа о необходимости оказания помощи друг другу вместо убийств и насилия».
Но специалисты считают, что данное изображение было всего лишь голографическим рисунком, созданным в испытательных целях подразделением психологической войны американского миротворческого контингента в Сомали. На такую мысль наводит и тот факт, что американским военнослужащим было запрещено обсуждать происшедшее с прессой. Исходя из реакции «подопытных кроликов», можно сделать вывод об успехе испытания и больших возможностях нового вида психологического воздействия.
Косвенным подтверждением возможности создания подобных изображений являются другие сообщения зарубежной и отечественной прессы, согласно которым голографические изображения начинают все шире использовать в рекламных и развлекательных целях.
Так, известны попытки применения лазерной рекламы на облаках в Москве в ходе предвыборных кампаний весной 1991 г. и осенью 1993 г. В день памяти Владимира Высоцкого над Ваганьковским кладбищем на облаках было создано изображение гитары. В день «Святой Троицы» над Краснопресненским парком в Москве в 1998 г. создавалось изображение Девы Марии.
Вызов?
Человечество стремительно погружается в ирреальную реальность. Находясь физически в реальном мире, сознание людей все чаще оказывается в особых виртуальных средах, которые моделируются, в том числе посредством СМИ и кино. «Аватар» и его инновации – это очередной шаг в направлении ирреализации мира, превращения сознания и души человека в файл «информационного общества». Но, с другой стороны, если вы твердо стоите на земле своими ногами, если разумом опираетесь на фундаментальные истины и опыт, если в душе вера, то «Аватар» и что бы еще не сняли подобное или превосходящее его – для вас так и останутся просто очередным талантливо сделанным кино-продуктом.
Тимур Юсупов
Материал сайта islam.ru