isa-muslim | Дата: П1ераскан де, 17.06.2011, 11:16 | Сообщение # 1 |
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 453
Статус: Арахь
| Из материалов Пахаева М.А.
Варандой.
«Конечно, память человеческая вещь малонадежная…» См. Х. Ошаев. Слово о полку… Стр.13.
«Существенным аспектом в изучении нашей древности является, помимо прочего, и тайповая принадлежность, покольку только через ее изучение, как обязательной состовляющей нахского этноса…». Чеченский архив. Грозный. 2008 г. Т. 1. Стр. 334. «На Руси пришельцев, чьи корни тоже на юге, в степях Предкавказья , называют варягами, тогда как сами себя они именовали – варанг. Здесь любой чеченец услышит название тайпа Варандо, которых, по – видимому, на Руси искаженно именовали берендеи (опять- - таки по причине взаимзаменяемости «б» и «в»). Подтверждение того, что предки варандоевцев являются потомками мидийских Ариев, является тот факт, что на территории Арцаха (Карабаха), как части хурритского ариала, издавна существует местечко под названием Варанд. Подобные примеры можно продолжить и далее». См.: Чечнский архив. Т. 1. Грозный 2008 г. Стр.334 . «Исследователь конца Х1Х – начала ХХ вв. князь К. М. Туманов считал чеченцев преемственными арийцами». Чеченский архив. Т. 1. Стр. 335. « Название аула Варанда означает «род». Вар – род, ан – сверху, да – горло. Арийское дымовое колесо, по которому они создали роды». ? Александр Писков. Наследие вождей Атлантиды. Книга II. Боги творят народы. Элиста. «Джангар». 2008г. Город Феодосия называли Ардауда, что значит на Аланском языке семь богов: то есть вар значит семь, а дада значит Отец или Бог. (Цитируется по книге «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским». Москва 1823 г. С. 153 – 154. Репринтное издание; максимально соблюдены грамматика, пунктуация и орфография оригинала). См.: Чеченский архив. 2008 г. Т. 1. Стр.331 «Во 11 тысячилетии до новой эры в Передней Азии сложилось мощное хурритское государство Митани (ХУ1 – Х1У вв. до новой эры), котрое имело еще и второе название – «Нахарина» или «Арам Нахариам»… Историк К. М. Туманов в своей работе «О доисторическом языке Закавказья» (Тифлис, 1913 год. См.: Чеч. Архив. Т. 1. Со стр.35...) сделал чрезвычайно важное заявление о том, что в ассирийских клинописных памятниках имеется упоминание области Нахсуанна в южной Армении. Исходя из этого, можно предположить местонахождение княжества – нахарарства Нахчери в Средневековой Армении. Это юг страны. Одновременно, по данным «Армянско географии» У11 века на Северном Кавказе проживали нахчаматианы…
«Название армянского средневекового княжества Варанды в Арцахе (Карабахе) не отличается от названия тейпа Варанды.
Левон Бабахян, научный сотрудник ЧИ государственного объединенного музея. Наши общие корни. Газета «Комсомольское племя» «В средневековой Армении находились княжества: Нахчери, Сод (современный Зод около Севана), Варанды, Гаргарейское и другие. Одновременно, по данным греческих источников 1- 11 веков, «Армянской географии» У11 века, на территории Северного Кавказа известны нахчматьяне, соды (содойцы), аккисы, (акинцы), гаргареи. Варандийцы известные сегодня как крупное чеченское общество. Интересно, что бывшее село Варанды в Арцахе (Карабахе) стало называться Чанахи ». (Чанаха – Ч1инаха (?!) – М. Пахаев)
«…Этнические и прочие параллели и совпадения упомянутой обширной части Передней Азии и Северного Кавказа своей многочисленностью делают маловероятной случайность… Название армянского средневекового княжества Варанды в Арцахе (Карабахе) не отличается от названия тейпа Варанды». Левон Бабахян… «Комсом. Племя» Левон Бабхян, научный сотрудник Чечено – Ингушского государственного объединенного музея. «Откуда наши предки.» «Комсомольское племя». 7 июня 1990 г
«Татаро-монгольское нашествие в первой половине Х111 века кардинально внесло определенные коррективы в этническую карту Северного Кавказа. Оно в определенной степени затормозило процесс закономерного социально – экономического и культурного развития населения региона. Многие вайнахи вынуждены были покинуть равнину и уйти в горы. Вскоре Чечню постигла и другая трагедия – нашествие среднеазиатского завоевателя – Тимура. Они преследовали те же цели, что и Тохтамыш – порабощение народов Кавказа… После столь бурных событий возвращение чеченцев в предгорья и на равнины началось лишь в Х1У – ХУ вв., когда обстановка в плоскостной части Чечни более или менее стабилизировалась. Первоначально чеченцы стали расселяться в речных долинах Терека, Сунжи, Аргуна с их притоками, а к ХУ1 – ХУ111 вв. освоили всю плоскостную часть Чечни. В рассматриваемое время народы Дагестана называли своих ближайших соседей, предков чеченцев, этнонимом (племя, народ – греч.) «мичигаш»… Дагестанский письменный источник «Тарихи Дагестан» называет также этноним «Варандой» (общества Шубут (Шотой)». См. «История Чечни с древнейших времен до наших дней». Грозный. 2006 г. Т. 1. Стр. 6 – 7. «В Х1У – ХУ вв. …происходит естественный прирост населения, возвращение его на плоскость». «Завладев плоскостью, чеченцы начинают строить большие аулыц. Они селятся по несколько фамилий вместе. А не по одной, как было прежде в горах»-, писал У. Лаудаев (. См.: сб. Соц – е отношния и кл. борьба в Ч – И в дореволюц. период (Х1 – ХХ вв. Грозный. 1979. Н. П. Гриценко, А. И. Хасбулатов. Классы и классовая борьба в Ч – И (Х1 начала – Х1Х вв Стр. 12).
«В 50 – х годах ХУШ в. Эти пришлые князья и владельцы… значительная часть была либо уничтожена, либо изгнана. ( Соц – е отн. и классов. борьба в Ч – И. дореволюц. перид.(Х1 начала – ХХ в.). С53.тр.
«В журнале «Военных действий», в «Наградном списке поручику Лермонтову» упоминаются приаргунские селения Большой Чечен, Дуду – Юрт, Большая Атага, Чах – Гери… Аул большая Атага славилась»… Здесь же иллюстрации. (В. Б. Виноградов. Памяти вечная нить. Грозный. 1988. Стр. 25).
«Чеченский аул, именуемый ныне Зоны, был, по преданиям, основам тайпом варандой, известным в дагестанских и русских письменных источниках еще в ХУ – ХУ1 веках. Варандинцы оставили заметный след в истории становления русско – вайнахских отношений. Стоит ли удивляться, что выходцы из исторически активного тайпа «оседлали» очередным своим аулом ту традиционную дорогу по Аргунскому ущелью, которая издревле связывала равнинную и высокогорную Чечню, а так же и вела еще дальше – в Грузию. И место они выбрали не случайное – у подножия горной гряды «Б1аьн – дукъ» («Войска хребет»), по которой тянулась старинная военная тропа, ведущая в сердце аргунских гор, и цепочка сторожевых поселков (Чолхом Чу, Ц1ом и другие). Документы середины ХУ11 века упоминают их (варандоевцев, - М.П.) посланцев, побывавших в далекой Москве, куда они приезжали для принесения присяги о подданстве, пересекая бескрайние просторы России». В. Виноградов, Л. Мухамедова. «Из глубины веков». Газета «Грозненский рабочий». 1986 г., август – сентябрь.
? «В 1627 (1647..? – М.П.) году впервые присягает на верность России одно из селений Аргунского ущелья». Я. Ахмадов См. цитату через абзац.
«Одно из аргунских обществ – Шибутский джамаат совместно с тушинцами из Грузии присягнули в 1658 году через своих посланцев в подданство России. Церемония присяги состоялась в Успенском соборе, в Кремле, и носила торжественный характер. В письме, привезенном шибутами которое проанализировано видным кавказоведом, доктором исторических наук Е. И. Кущевой, говорилось: «Мы из Шибутского джамаата, чтобы быть подданными великого царя из сей страны гор, а именно из Варанты, Чечани, Тоиса – направили трех посланцев к русскому царю: если он пожалует нас, то мы станем подданными царя». «Чеченцы и ингуши добросовестно выполняли не только обязанности разведчиков, проводников посольств, переводчиков, посланцев к соседям, но и зачастую выведывали более подходящую, дорогу, строили мосты через реки, обменивали больных лошадей, давали приют и корм…»
Я. Ахмадов. «Установление постоянных политических отношений народов Чечено – Ингушетии с Россией во второй половине ХУ1 – ХУ11 веках». Газета «Заветы Ильича». 23 марта 1982 г. «Мичкизское общество согласилось на предложения терских воевод … и в 1647 году принесло присягу подданства. В том же году царские власти заключили мирные соглашения и с другим крупным вайнахским обществом в верховьях реки Аргун «Шибут» Я.З. Ахмадов. Политические события а Северном Кавказе в конце ХУ1 – 40 х 40 гг. ХУ11 века. Сб. «Чечено Ингушетия в политической истории России и Кавказа в дореволюционном прошлом». Грозный 1990 г. Стр.96. См.: Я.А. Взаимоотношения народов Чечено – Инг… С.50. Абзац 3 сверху. Хевсуры – так грузины называли варандоцев – М. П. См.: У. Лаудаев. «Чеченское племя» «Хевсуры – пхей, пхой – вайнахское название наших ближайших соседей (пхой , пхей – стрелки). Определенная часть хевсуров – пховцев ведут свое происхождение от чеченцев, что подтверждается и топонимикой края… А.Сулейманов. Тоаонимия Чечни. Нальчик. 1997. Стр.670.
«Большинство боевых и жилых башен в ущельях Аргуна и Андаки Хевсуретии были воздвигнуты искусным зодчим из Хьачара (Чечня) по имени Муьти»… Там же. Стр. 651. См.: Пхей – хевсуры (лучники). Там же. Стр. 676. «Кхел хи …- речка, пр. пр. Аргуна. Совета (страны) речка»… Там же. Стр. 648. Чахкара – место,где в ХУШ в. (?) находился аул под названием Шахь – Гирийн эвла… Село Чахкери было основано выходцами из Варанды. А. Сулейманов. Т..., стр.441. См.: Чикобава, ..
СМ.: Жантаг1анан мохк (Жатаги – название с. Атаги в русск. источниках - ?), Атаг1а ирзу… Ахм. Сулейм., стр.450. Чуликовы… См.: АХм.Сулейм. Стр.557
«В русских письменных источниках ХУ11 столетия не раз упоминаются некие «Дикеева деревня» и «Дикеев сын Алхан»… В этой обстановке и предполагается отселение зажиточного общинника по имени Дика из «Баранцева селения» (Большие Варанды)…Уже в 1647 году он становится влиятельной фигурой не только в границах Аргунского ущелья, но и русско – грузинских взамоотношениях. Активное участие принял Алхан в событиях 1647 года, когда несколько шибутских начальных людей» ( то есть вожаков тайпов и сельских общин) от селений Варанды, Тумсой, Вашандорой, Ошни и других принесли присягу о вступлении в русское подданствою… «Дикеев сын Алхан, - бесспорный лидер чеченской депутации: его положение было приравнено в Кремле к некоторым иноплеменным феодальным лидерам. .. Поэтому он был и одарен вдвое больше, чем его спутники – земляки…»
В. Виноградов. Дорога к Москве. Газета «Комсомольское племя». Книга в газете «Приязни добрые плоды. Начало 80 – х гг. ХХ в.
«Обращает на себя внимание,что Шибутская земля точно не локализуется с одной Шатоевской котловиной. Так, Е.И. Кушева цитирует документ 1647 года, в котором названы шибутцкие кабаки, расположенные «блиско Терских гребней» (здесь имеется имеется в виду Терский хребет, вытянутый по правобережью реки). В их числе приводятся местах при выходе рек из гор. Все это позволяет думать, что указанная горная котловина, которую никак не назовешь близкой к Терскому хребту (расстояние Дикеева деревня, Уйшев кабак, предположительно помещенные в более 50 км), не могла полностью покрывать назание Шибутцкой земли. Последняя, по всей вероятности, включачла в себя и земли (равнинно – предгорные), лежащие севернее от Шатоевской котловины»
Сбоник Археологические памятники Чечено - Ингушетии. Грозный 1979 г. М. Б, МужухооевПроникновение ислама к чеченцам и ингушам. С. 144 – 145.
|
|
| |