Оршотан де, 24.07.2017, 01:39
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

[ Керла дешнаш(Новые сообщения) · Декъашхой(Участники) · Низам(Правила форума) · Кара де(Поиск) · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Основной Атагинский форум » История » 23 февраля для чеченцев и ингушей
23 февраля для чеченцев и ингушей
isa-muslimДата: П1ераскан де, 19.02.2010, 08:40 | Сообщение # 1
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
РИАНОВОСТИ (СПРАВКИ)

Наказанный народ. Как депортировали чеченцев и ингушей
контекст

В 2 часа утра 23 февраля 1944 года началась самая известная операция по этнической депортации - переселение жителей Чечено-Ингушской АССР, образованной за десять лет до этого путем объединения Чеченской и Ингушской автономных областей.

Депортации «наказанных народов» были и до этого - немцы и финны, калмыки и карачаевцы, и после - балкарцы, крымские татары и проживавшие в Крыму греки, болгары и армяне, а также турок-месхетинцев из Грузии. Но операция «Чечевица» по выселению почти полумиллиона вайнахов - чеченцев и ингушей - стала самой крупной.

Решение депортировать чеченцев и ингушей Президиум Верховного Совета СССР мотивировал тем, что «в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в ряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей».

Сложные отношения этих двух народов с властями были еще до войны. До 1938 года не было даже систематического призыва чеченцев и ингушей в Красную Армию - ежегодно призывалось не более 300-400 человек.

Затем призыв был значительно увеличен, а в 1940-1941 годах проводился в полном соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности.

«Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонились от призыва. В январе 1942 г. при формировании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В 1943 г. из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек», - писал в докладной записке Л.П. Берии заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Б.З.Кобулов.

По его данным, в республике было 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Это были в основном иерархические организованные мусульманские религиозные братства мюридов.

«Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 членов ВКП (б), в том числе 16 руководителей райкомов ВКП (б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов», - писал Богдан Кобулов.

После начала войны мобилизация чеченцев и ингушей оказалась фактически сорванной - «полагая и надеясь, что СССР войну проиграет, многие муллы и тейповые авторитеты агитировали за уклонение от военной службы или дезертирство», говорится в подготовленном международным фондом «Демократия» сборнике документов «Сталинские депортации. 1928-1953».

Из-за массового дезертирства и уклонения от службы весной 1942 года приказом НКО СССР призыв в армию чеченцев и ингушей был отменен.

В 1943 году был разрешен призыв примерно 3 тысяч добровольцев, но две трети из них дезертировало.

Из-за этого не удалось сформировать 114-й Чечено-Ингушскую кавалерийскую дивизию - ее пришлось переформировать в полк, однако и после этого дезертирство носило массовый характер.

По данным на 20 ноября 1942 года, в Северной группе Закавказского фронта было все 90 чеченцев и ингушей - 0,04%.

Герои войны

При этом многие попавшие на фронт вайнахи проявили себя с лучшей стороны и внесли вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годы.

Имена трёх чеченцев и одного ингуша увековечены в Мемориальном комплексе защитников Брестской крепости. Но в героической обороне Брестской крепости, ставшей символом стойкости и мужества, участвовали, по разным данным, от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Вместе с другими частями Красной армии в Бресте воевали 255-й Чечено-ингушский полк и отдельный кавалерийский дивизион.

Одним из последних и стойких защитников Брестской крепости был Магомед Узуев, но лишь в 1996 году Указом президента РФ ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Бресте воевал и брат Магомеда Виса Узуев.

До сих пор в Чечне здравствуют два защитника Брестской крепости - Ахмед Хасиев и Адам Малаев

Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов - целый батальон. Сержант Идрисов был награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, ему было присвоено звание Герой Советского Союза.

Снайпер-чеченец Ахмат Магомадов прославился в боях под Ленинградом, где его называли «истребителем немецких оккупантов». На его боле 90 немцев.

Ханпаша Нурадилов на фронтах уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. За боевые подвиги Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

За годы войны 10 вайнахов стали Героями Советского Союза. На войне погибли 2300 чеченцев и ингушей.

«Чечевица»

Операция «Чечевица» начала готовиться в октябре-ноябре 1943 года, Первоначально планировалось переселение в Новосибирскую и Омскую области, в Алтайский и Красноярский края. Но затем было решено переселить чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию.

29 января 1944 года глава НКВД Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей». 1 февраля вопрос обсуждало Политбюро ЦК ВКП (б). Разногласия возникли только по срокам начала операции.

Руководил операцией лично Берия. 17 февраля 1944 года он доложил из Грозного, что подготовка завершается, выселить предстоит 459 тысяч 486 человек. Операция была рассчитана на восемь дней, а задействованы в ней были 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и СМЕРШ и около 100 тысяч офицеров и бойцов войск НКВД.

21 февраля Берия издал приказ по НКВД о депортации чеченцев и ингушей.

22 февраля Берия встретился с высшим руководством республики и высшими духовными лицами и рассказал им о решении правительствах и «мотивах, которые легли в основу этого решения. Председатель Совнаркома Моллаев после этого сообщения «прослезился, но обещал взять себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением», доложил Берия Сталину.

Высшим духовным лицам Чечено-Ингушетии Берия предложил «провести необходимую работу среди населения через связанных с ними мулл и других местных «авторитетов».

Влияние мулл было огромным. Их проповедь, писал в середине 1950-х годов министр внутренних дел СССР Н.П.Дундоров, могла улучшать трудовую дисциплину и даже повышать в два раза производительность труда.

«Как партийно-советским, так и духовным лицам, используемым нами, обещаны некоторые льготы по переселению (несколько будет увеличена норма разрешенных к вывозу вещей)», - сообщил Берия.

Операция, по его оценке, началась успешно - за сутки из населенных пунктов было вывезено 333 739 человек, из этого числа погружено в эшелоны 176 950. Более быстрому выселению помешал обильный снег, выпавший днем 23 февраля.

Тем не менее по 29 февраля (1944 год был високосным) выселили и погрузили в вагоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей и 387 229 чеченцев.

«Погружено 177 эшелонов, из которых 159 эшелонов уже отправлено к месту нового поселения», - докладывал Берия итоги операции.

За время проведения операции были арестованы 2016 «человек антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия.

«Граничащее с Чечено-Ингушетие население отнеслось к выселению чеченцев и ингушей одобрительно», - сообщил глава НКВД.

Жителям республики разрешили взять с собой по 500 килограммов груза на семью. Спецпереселенцы должны были сдать скот и зерно - в обмен они получали скот и зерно от местных властей на новом месте жительства.

В каждом вагоне находилось по 45 человек (для сравнения - немцам при депортации разрешали брать по тонне имущества, а в вагоне было по 40 человек без личных вещей). Партийная номенклатура и мусульманская элита ехала последним эшелоном, который состоял из нормальных вагонов.

А всего через месяцев, летом 1944 года, нескольких духовных лидеров чеченцев вызвали в республику для того, чтобы они помогли уговорить бандформирования и уклонившихся от депортации чеченцев прекратить сопротивление.

Происшествия

Депортация проходила не без эксцессов - по разным данным, были убиты от 27 до 780 человек, уклониться от депортации удалось 6544 жителям республики. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать».

Согласно опубликованному фондом «Демократия» документу, в одном из селений были убиты три человека, в том числе восьмилетний мальчик, в другом - «пять женщин-старух», в третьем - «по неуточненным данным» «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек».

В последние годы появились сообщения о сожжении от 200 до 600-700 человек в Галанчожском районе. Для расследования операции в этом районе были созданы две комиссии - в 1956 и 1990 года, однако уголовное дело так и не было доведено до конца. В официальном отчете руководившего операцией в этом районе комиссара госбезопасности 3-го ранга М.Гвишиани говорилось лишь о нескольких десятков убитых или умерших в пути.

Что касается смертности переселенцев, то, как сообщило руководство конвойных войск НКВД, в пути в Казахстан и в Киргизию народилось 56 человек, «умерло 1272 человека, что составляет 2,6 человека на 1000 перевезенных. По справке Статистического управления РСФСР смертность по Чечено-Ингушской АССР за 1943 год составляла на 1000 жителей 13,2 человек». Причинами смертности стали «преклонный и ранний возраст переселяемых», наличие среди переселяемых больных хроническими заболеваниями», наличие физически слабых.

Топонимические репрессии

7 марта 1944 года была ликвидирована и сама Чечено-Ингушская АССР. На месте районов, населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края.

Часть территории республики была поделена между Грузией и Северной Осетией. Были репрессированы все ингушские топонимы - их заменили русскими и осетинскими названиями.

Мнение историков

Несмотря на ряд происшествий, в целом выселение целого прошло спокойно и не толкнуло чеченцев и ингушей на террористическую войну, хотя все возможности для этого, по мнению историков, были.

Некоторые историки поясняют это тем, что суровое наказание было в то же время бережным по отношению к народу. По законам военного времени дезертирство и уклонение от службы в армии заслуживали жестокой кары. Но власти не стали расстреливать мужчин, «подрезать корень народа», а выселили всех. При этом не были расформированы партийные и комсомольские организации, не был прекращен прием в армию.

Однако большинство историков считает недопустимым наказывать весь народ за преступление части его представителей. Депортации народов как репрессии носили внесудебный характер и были направлены не на конкретное лицо, а на целую группу лиц, причем весьма многочисленную. Массы людей были вырваны из привычной среды обитания, лишены родины, и помещены в новую среду, в тысячах километрах от прежней. Представителей этих народов выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов, демобилизовывали из армии.

Реабилитация и возвращение

Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был отменен 9 января 1957 года указом Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР. Эти указы восстанавливали чечено-ингушскую автономию, а для организации репатриации создавался Оргкомитет.

Сразу после указа десятки тысяч чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии уволились с работы, распродали имущество и стали добиваться выезда к прежнему месту жительства. Власти были вынуждены летом 1957 года временно приостановить возвращение чеченцев и ингушей на родину.

Одной из причин была складывающаяся на Северном Кавказе напряженная ситуация - местные власти оказались не готовы к массовому возвращению и конфликтам между вайнахами и занявшими в 1944 году их дома и земли поселенцами из Центральной России и малоземельных районов Северного Кавказа.

Восстановление автономии предусматривало новую сложную перекройку административно-территориального деления региона. За пределами ЧИАССР оказался Пригородный район, оставшийся в составе Северо-Осетинской АССР и в конце 1980- годов превратившийся в очаг осетино-ингушского конфликта.

Власти планировали возвращение в 1957 году в ЧИАССР 17 тысяч семей, но их вернулось вдвое больше, и многие добивались размещения именно в тех селениях и домах, в которых проживали до депортации. Это приводило к этническому противостоянию. В частности, в августе 1958 года после убийства на бытовой почве вспыхнули беспорядки, около тысячи человек захватили обком партии в Грозном и устроили там погром. Пострадали 32 человека, в том числе четыре работника МВД, умерли двое гражданских и 10 были госпитализированы, арестованы почти 60 человек.

Большинство чеченцев и ингушей вернулось на родину только к весне 1959 года.

Полностью чеченцы и ингуши были реабилитированы по закону РСФСР от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов". Закон предусматривал "признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством".

В то же время закон предусматривал, что процесс реабилитации не должен ущемлять права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на данных территориях.

 
isa-muslimДата: П1ераскан де, 19.02.2010, 08:44 | Сообщение # 2
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
И кто они после этого?!
Quote (isa-muslim)
Некоторые историки поясняют это тем, что суровое наказание было в то же время бережным по отношению к народу. По законам военного времени дезертирство и уклонение от службы в армии заслуживали жестокой кары. Но власти не стали расстреливать мужчин, «подрезать корень народа», а выселили всех. При этом не были расформированы партийные и комсомольские организации, не был прекращен прием в армию.
 
isa-muslimДата: П1ераскан де, 19.02.2010, 09:21 | Сообщение # 3
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
У каждого из нас своя семейная история тех трагических событий, расскажите о них.

В нашей семье, у отца умерли от болезней и истощения отец, 2 родных брата и сестра. 4 двоюродных братьев, из них один (Ибрагимов Абдул-Муталиб) безвести пропал в Брестской крепости.
Живыми из высолки вернулись лишь мой отец с матерью и одной сестрой.
Расскажу как у нас фамилия поменялась.
Когда бабушка потеряла мужа и трех детей (где-то спустя пару месяцев после высолки), её брат, который жил в другом населенном пункте, послал за своей сестрой (моей бабушкой) одну русскую женщину, чтоб та привела сестру к нему. Эта русская жещина взяла их с собой и привела к брату. А тогда, департированным без отметки нельзя было покидать населенный пункт. Пока бабушка жила у своего брата с двумя детьми, оказывается, власти розыскивали мою бабушку, семью Ибрагимовых (по деду нашему), мало что она пережила, она еще и "преступница" теперь. Во избежания тюрьмы и передачи двух детей в детский дом, пришлось поменять фамилию, и перешли на девечью фамилию бабушки. Вот так мы стали носить фамилию Балаевых. Она спасла наш род, поэтому, я отдаю свое почтение и уважение.

А в семье матери, была еще трагическая история. У них то же в те первые месяцы после высолки умер отец, потом, мать заболела. А детей кто-то отдал в детский приемник. Побыв там с неделю две, старших троих (моя мама, ее сестра и брат) посадили на грузовик, их по распределению отправляли в детдом. А младшую, 4-х годовалую вырвали из рук старшей сестры (11 лет), с криками, плачами их так и разняли. Тётя рассказывает, что у нее до сих пор в ушах этот крик о просьбе не разнять: "Ма йигийтахь!". О ней до сих пор ничего не известно. Мы до сих пор ищем и надемся, что они встретятся пока живы.

 
isa-muslimДата: Кхаарин де, 24.02.2010, 15:27 | Сообщение # 4
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
Quote (sedarchi)
Надеюсь нашим потомкам не выпадет такая участь

Дай Аллах1! (Ин ша Аллах1)
 
воккха-стагДата: Шоьтан де, 27.02.2010, 16:46 | Сообщение # 5
Юртхо
Группа: Декъахой
Сообщений: 16
Репутация: 0
Замечания: 0%
Статус: Арахь
да,нам всегда приходилось выживать.не повезло с соседом.

и это пройдет.
 
isa-muslimДата: Еарин де, 14.07.2011, 15:51 | Сообщение # 6
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
В 2007 году, на форуме сайта Ислам.ру (сейчас этого форума нет), мы обсуждали тему департации чеченцев и ингушей.. И там, некий Адам написал такую историю:

"Мой отец был единственным ребенком в семье и потому ему пришлось нелегко (как в прочем и остальным). Бабушка умерла еще в поезде, она так и не смогла пересилить чувство стыда … ну ты меня понял, ее как и многих других бросили прямо на снегу. Отец вспоминал, в вагон нас забили под завязку, а конце пути стало так просторно что можно было бы бегать. На одной из остановок дали соленную рыбешку, после нее стала мучить жажда но воды не давали (может так они развлекались, для чего они так делали не понятно) и вот когда в очередной раз выгружали трупы, двое молодых парень не смотря на запрет побежали к воде, одного конвоиры убили наповал другого ранили, его подтащили к деревянной ограде из горбылей, привязали его к ней, а руки прибили гвоздями, потом облили чем-то и подожгли (видно не бензином, потому что отец говорил что пламя не сильно как бензин вспыхнуло) это как говорил отец: для нас была наука, что будет с тем кто не подчинится приказам. Дед доехал, но тоже вскоре умер от истощения. Отцу было тогда чуть больше 15 – ти и он крутился возле рабочей столовой рудника и его там заметила одна из поварих, она увидев белобрысого, голубоглазого мальчика приняла его за русского и разговорилась, ну отец посетовал на то что не ели уже много дней, хлеб только за карточки а их понятное дело у высланных нет (потом стали давать, если не ошибаюсь 200 гр за иждивенца и 400 гр. работающему) слово за слово, ну и предложил он ей из нехитрого капитала (кастрюля, несколько ложек, коврик, платок и отрез п/ш ткани, отрез не предложил, потом он его отдаст вместо взятки, чем собственно и спасет себя и многих от голодной смерти) договорились на том что она отдаст ему то что останется, т.е. объедки, а на вынос нельзя потому как она боится последствий и отец радостный ушел к дедушке и маленьким двоюродным сестрам.
Потом было томительное ожидание ночи и вот когда она наступила, дедушка, отец и двоюродные сестренки направились в сторону р-столовой и когда они прошли половину пути дедушка сказал: все, дальше идите одни, я возвращаюсь, отец начал спрашивать: почему? ведь там еда, на что дедушка ответил: вы маленькие и вам нужно выжить, если ты из чувства такта (шеца гIиллакх лаьцна) откажешься и вернешься со мной, то умрут твои двоюродные сестренки, поэтому вы должны идти, а я останусь, это испытание не будет вечно, рано или поздно оно закончится и когда люди от него оправятся не хочу что бы говорили о тебе – это сын того кто словно изголодавшийся пес набрасывался на объедки что бы выжить (мац-дела жъал сана вежаш вар из, ца алийта), так что не мешай мне достойно завершить свою жизнь… тогда отцу удалось все же немного ему принести, потом отцу даже удалось ему баню организовать (дедушка очень хотел помыться, постираться, что бы достойно встретить смерть)…
Дедушка по матери был сильно болен и умер во время погрузки, бабушка умерла уже в Казахстане, место это сейчас называется Ата-Су (Жанна Арка, Жанарке по чеченски). Интересная история была связана с тамошним чеченским кладбищем, его заложил, если так можно сказать, за несколько лет до высылки, один казах-старец, мулла и как про него говорили святой человек. Этот мулла перед смертью завещал что бы похоронили его не на обычном кладбище, а на другом месте, которое сам указал, он сказал: здесь, согласно его сну, будут похоронены единоверцы которых безбожники привезут из далека и Аллах введет их в рай и я хочу быть с ними, с теми кого Аллах любит и как он видел во сне, на том самом месте потом спустя несколько лет образовалось большое чеченское кладбище и его могила там по сей день.
Мама рассказывала, что когда их привезли то казахи в перемежку с немцами и прибалтами группами приходили и разглядывали нас, как будто нечто удивительное, стояли по долгу сменяя друг друга. Потом через некоторое время они нам объяснили, что любопытство объяснялось просто, оказывается приезжали агитбригады комунякские крутили фильмы, рассказывали небылицы местным, что везут людоедов, дескать они едят детей, за это их и сослали, они не понимают что такое сострадание и ничего человеческого в них нет, а потому лучше всего от них держатся по дальше, для собственной же безопасности. Вот и ждали они когда наконец-то детей кушать то начнут – любопытно же и каково было их удивление когда они увидели что люди встают на салят, после этого все стало на свои места. Мама моя и до сих пор знает казахский (справка - обычно люди относящиеся враждебно не знают язык коренного народа), вспоминает казахов добрым словом."
 
isa-muslimДата: Еарин де, 14.07.2011, 15:53 | Сообщение # 7
admin
Группа: Администратор
Сообщений: 459
Репутация: 4
Статус: Арахь
А вот история другого участника из того форума. (они у меня случайно сохранились):

"....1944 г. Февраль. В дом моего деда как и в дома других жителей села Гехи подселили двух солдат Красной Армии. Солдаты якобы прибыли на учения. В течении двух недель они слонялись по двору, незная куда деть себя от безделия.
Страна воевала с фашизмом. Боеспособное население находилось на фронтах. Старики, женщины, дети работали в колхозе, на ферме отдавая всё для фронта- все для победы.
Наступил 23 день февраля . На улице было холодно. Мороз крепчал. Шёл снег, изредка с дождём. Ничто не предвешало беды. Утром все мужское население отправилось для "празднования" дня Красной Армии в местный клуб (бывшую мечеть). В последствии там они были арестованы и отравлены пешком на ж.д.станцию Алхан-Кала.
Одновременно начали арестовывать женщин, детей, стариков. C теми, кто не мог идти не церемонились- расстреливали на месте. Особенно кто из-за болезни был прикован к постели.
Когда моя бабушка хотела закрыть свой дом на ключ, то один из этих салдат сказал ей, что не стоит закрывать, добавив ещё, что вы сюда никогда не вернётесь. Но его слова к счастью не сбылись. Они вернулись. Правда, не ВСЕ.....
Так начался день выселения . По сути геноцид чеченского и ингушского народов. Дорога длиной 13 лет...

По рассказам моей бабушки и матери ."
 
Форум » Основной Атагинский форум » История » 23 февраля для чеченцев и ингушей
Страница 1 из 11
Поиск:

Сегодня нас посетили:

Воьвз-везачуьнга (Посоветовать другу ссылку)