П1ераскан де, 21.07.2017, 21:49
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Керла сурт (новая фотография)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Зура Итсмиолорд

[ Т1едаккха (добавить) ]

Театральные подмостки. Звезда Кавказа
Зура Итсмиолорд 
"Искусство театра не является ни искусством
актерской игры, ни театральной пьесой, ни
сценическим изображением, ни танцем... Это
совокупность элементов, из которых состоят эти
различные сферы. Оно слагается из движения,
являющегося смыслом актерского искусства, слов,
формирующих корпус пьесы, из линии и цвета,
рождающих душу сценической декорации, из ритма,
определяющего сущность танца". (Гордон Крэг)


Приятное событие в культурной жизни Грозного. В Русском драматическом театре им.М.Ю.Лермонтова премьера "Звезды Кавказа". Автор пьесы - известный в литературных кругах Тауз Исс построил борьбу и заставил зрителя принять в ней участие на той или иной стороне. Это тяжелая психологическая драма о смысле жизни, борьбе Добра со Злом. Драматург не провел четкие черты границы между ними. Кто прав, а кто виноват? У каждого своя правда? Почему вчерашние друзья сегодня оказываются идейными врагами? Ответ прост:виной всему является невежество, хотя подрастающее поколение ищет ответы на вопросы о строении и правилах мироздания. Старик Рузби (Народный артист ЧР Б.-А.Вахидов) потерявший шестерых сыновей, находит утешение во внуке. Данга (Керим Тозбиев) ждет появление Звезды. Раскроет ли эта звезда тайны существования Человека на земле?

Автор - художник, рисующий словами, в силу особенностей своего творчества в какой-то степени одинок. Он доверяет свой мир чистому листу бумаги. Не секрет, что большинство людей воспринимает внешний мир с позиции своего внутреннего состояния. Нам часто необходим собеседник, который может не только услышать наши слова, но и разделить тишину. Ту тишину, которая пугает на войне, которой не хватает на городских улицах.

***

Позволит ли нам действенный анализ пьесы раскрыть сущность человека. пережившего ужасы войны? Я - зритель, память которого хранит кадры тех дней. Я - зритель, который так и не понял, кто стоял за Злом, которое пировало на нашей земле. Я - зритель, который до сих пор не получил ответ на вопрос, почему меня убивали под предлогом защиты моих же Конституционных прав.
Благо, что события драматического произведения сосредоточены в скупом сценическом времени, и объем текста драмы заберет всего пару часов, в отличие от тех долгих пятнадцати лет реальной войны.
Сюжет "Звезды Кавказа" характеризуется большой напряженностью, как и внутренней жизнью ее героев. Если обычный зритель комфортно усевшись в кресло, совершенно безопасно для себя переживает сильные эмоции, которые в реальной жизни грозили бы ему смертельной опасностью, то чеченский зритель пережил их в реальности. Театральное искусство рассматривает стрессовые, кризисные ситуации. Наш зритель получил возможность сделать самоанализ, наблюдая за недавней трагедией со стороны. Освободится ли моя память от травмы? Возникнет ли здесь катарсис - аффект эмоциональной разгрузки в момент отождествления? Скажу честно, что плакала. Мы пришли в театр за эстетическим удовольствием, а наше воображение отнесло нас во вчерашний день, заставило страдать, пропуская свою притупленную боль через невидимые провода памяти. Видя то, что происходит на сцене, зритель выплескивал наружу спрятанный страх. Нуждался ли он в сострадании? Не знаю. У меня нет ответа на этот вопрос. Но режиссеру удалось выстроить эмоциональный, художественно-образный, информационный уровень.
Для создания сценического образа режиссер нашел приемы зажечь исполнителей, вывести на поверхность то, что спрятано у них в глубине души.
К.С.Станиславский выделял три направления в актерской игре. Это искусство переживания, искусство представления и сценическое ремесло. Али Марисултанов справился со своей задачей.

В драматическом конфликте пьесы противостоят друг другу взгляды на мир, различные позиции бывших друзей, оказавшихся по разные стороны "баррикад". И у каждого из них своя правда, свое представление о смысле жизни. Драматическое действие подвергнуто давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые противодействуют и сопротивляются. Философские, нравственные, мировоззренческие концепции стоят за столкновением сторон. Идет борьба идей. Этот конфликт порождает трагические действия. Он определяет собой движение сюжета и разрешается гибелью героев. Неужели Зло победило? Постановочный ритм явился структурой цементирующей действие за счет голосов актеров и тревожной музыки, несмотря на неоправданно затяжные паузы в мизансценах. Как известно, любое чтение драматургического текста содержит в себе определенное количество авторских пауз, которые призваны оживлять речь актера и мизансцену. Но не стоит забывать, что в театральной постановке нет места паузе абсолютной. Время молчания стоит заполнить пластическими средствами. Использование пауз, ритмов, ускорений рассчитано на подчеркивание словесной структуры текста и пластику, а в психологическом отношении все это дестабилизирует сценическое положение. Я, как зритель, хочу видеть не простое отражение действительности, а некую идеализированную действительность, в которой предельно акцентированы в чувственно-образной форме, как позитивные ценности персонажа, так и негативные. Несмотря на то, что между актером и зрителем нет подлинной коммуникации, и исполнитель роли старается отгородиться от зрителя маской персонажа, меня интересует не сам актер, а персонаж, с которым он себя идентифицирует. Неприкрытая фальшь молодых актеров говорит о лени, безответственном отношении к своему делу. Актеры позволяют себе речевые ошибки, плохую дикцию.
Компилятивное искусство режиссера является искусством новых комбинаций средств выразительности в новом контексте. В этом проявляется авторство режиссера: как задумано и как передано.

Как известно, предметный мир пространства связан с человеком и воздействуют на него, диктуют человеку определенные условия существования. Несомненно, режиссер влияет на трактовку действия через мизансцену, построение которой является одним из существенных стилеобразующих факторов постановки. Как тут не вспомнить слова Ю.Мочалова: "Мизансцена - выразительное средство, язык. А от всякого языка мы требуем не имитации, а живописания". Непрерывно усложняя мизансцены, режиссер идет к развязке конфликта.
Игра актеров за первенство в глазах зрителя, с одной стороны, и командная игра, с другой стороны, служит критерием принятия или непринятия постановки в целом.
Правильный выбор искусственно созданного интерьера (архитектурная среда) натуры и декорации определяется образными задачами, которые усиливают достоверность изображаемых событий в органическом сочетании с остальными элементами постановки. Башня - символ вайнахов. Она может быть разрушена, даже до основания. Но никоим образом не может быть свалена. На колени нас никто не поставил и не поставит. Не можем мы исчезнуть навсегда. Даже декорации не стоит валить. Нельзя убивать надежду на возрождение. Пусть фундамент остается целым. В этом есть сила нахов, надежда на возрождение.

Как правило, с левого угла сценической площадки зритель ожидает появления объекта. Актер или группа актеров, находящаяся слева доминируют над остальными. С диагональю, идущей из дальнего левого угла, связано движение к центру сценического пространства. Такое движение воспринимается как более ускоренное и значительное. Мало выразителен выход актера из глубины по центру сценической площадки, так как воспринимается плоско, а путь его перемещения минимален и реально и в силу перспективного сокращения глубины площадки. Это появление воспринимается эмоционально слишком спокойно. В движении по диагонали объект просматривается в три четверти(анфас), а это увеличивает его выразительность. Когда объект повернут к нам лицом вправо, восприятие активизирует его действия. Динамичными и визуально действенными являются передвижения актеров по наклонным плоскостям, так называемым пандусам. Не так ли?
Тяжелая музыка удручающе действует на присутствующих в зале. Зритель тяжело принимает музыку, которая не имеет ничего общего с внутренним миром, культурой чеченцев. Это самый большой промах звукорежиссера.
Особый элемент внешнего образа - свет участвует в создании реалистической декорации. Напомним, что большое значение на сцене играет цвет-колористическое решение вещной среды. Каждый цвет воздействует своей определенностью, подчеркнутым объемом и сочностью. Здесь режиссер справился хорошо с задачей и не потерял целостность. Цвето-фактура костюмов не только соответствует характеру и идее роли, но и индивидуальности исполнителя. Вопрос решен в комплексе с цвето-фактурным решением сценической среды и пластики постановки. Черный цвет создал ощущение траура, печали, страха. Этот цвет придал композиции внутреннюю динамику за счет способности к объединению динамических элементов постановки. Художник-постановщик правильно учел качественные показатели сценического света: поток, яркость, освещенность, способ излучения.
Частью сценической живописи наряду с костюмами является не только пластика актера, но и грим. Тяжелые сапоги Так-Сяка стоило бы заменить на незаметную мягкую обувь. Не стоит забывать, что до конца продуманный костюм представляет собой самостоятельную область творчества художника-постановщика, который обязан учитывать специфику восприятия того или иного персонажа.
Позволю себе сделать замечание насчет грима актеров, олицетворяющих собой Зло. Выразительный грим легко соперничает с маской, благодаря подвижности лица. У Зла не должно быть лица. Применяя лицевую скульптуру, актеры делают неудачные гримасы. Грим рассчитан не только на театральность, но и естественность. Так, давайте же оставим Зло безликим, помня, что грим - живой костюм актера.

Ну и последний этап зрительского восприятия текста. Это голос. Актер не только посредник между режиссером и зрителем. Он - художник, формирующий образ через голос и пластику. Создавая роли, режиссер осуществляет свою творческую идею через творчество актера, соединяя свою художественную инициативу с его волей, воплощая свои намерения в словесно-физические действия исполнителя роли. Являясь катализатором искусства, режиссер имеет право на ограничение прав актера, чтобы полностью использовать его в интересах целостности постановки. Актер полностью должен доверять свои природные и физические данные режиссеру. Каждый несет ответственность перед коллективом. Творческая индивидуальность режиссера подчеркнула неповторимость его личности. Уникальность результатов будет достигнута отточенностью действий исполнителей ролей, точностью отбора художественно-выразительных средств режиссером.
Владение сценическим материалом есть показатель наличия у режиссера художественного мышления, направленного на создание и восприятие произведения искусства.
Зритель оказался вовлеченным в атмосферу, и время пролетело быстро. Включившись в эмоциональное поле постановки, память галопом пронеслась по прошлому, неразрывно связанному с нашим сегодняшним днем. Через актера режиссер сумел выявить свой интерес к внутреннему миру человека. Но сумеем ли мы найти выход из тупика?

___________________________________

P.S.:

Художественный руководитель проекта - главный режиссер Русского драматического театра им.М.Ю.Лермонтова, Народный артист ЧР А.Марисултанов, режиссер - А.Хамзатов, режиссер пантомимы - Народный артист ЧР Б.-А. Вахидов и заслуженный деятель искусств ЧР А.Магомадов. В главных ролях: Бай-Али Вахидов (Рузби), Магомед Хумпаров (Рахьман), Милана Тарамова (Дара), Али Алиев (Бокло), Разет Хагиева (Мелижа), Керим Тозбиев (Данга), Ахмед Хамзатов (Элмирза).
Къастар: Зура Итсмиолорд | Д1аяздина: (25.11.2013)
Хьоьвсина 813-за | Тидам бар: 5.0/1



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)