К1иран де, 24.11.2024, 18:22
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Адам Атагинский


Озарение студента
Представлю-ка я на Ваш суд, зарисовку одного дня из моего студенчества...
Никогда не понимал пессимистов. «Ничего из этого не получится...», «Нам это не под силу, и ты тоже не старайся...» - это, должен вам со всей ответственностью заявить, слова не из моего лексикона. Слышал часто, но никогда не соглашался. Уж не знаю, врожденное ли это упрямство или может быть азарт, но что есть, то есть. В принципе, я стараюсь не спорить с такими людьми. Вот если говорят мне: «Нет, Адам, без вариантов - не быть нам врачами (водолазами, космонавтами и т.д.)», и вижу, что мои доводы об обратном не доходят до оппонента, то я молчу. Но это только для того, чтобы бесполезных споров избежать. Как сказал Омар Хаям: «Не спорь с ослом, чтобы не быть ему подобным». Позиция у меня в этом вопросе и раньше была непробиваемая, а после одного случая и вовсе стала делом принципа. Но, обо всем по порядку...
Учился я в медицинском институте. От дома было далеко - аж в другой стране. Соответственно, все студенты-земляки - одна семья. Вместе учимся, вместе живем, как можем друг друга поддерживаем. Общие радости - общие проблемы. Так вот, первый семестр близился к завершению, оставалось сдать экзамен по анатомии. Настораживало то, что профессор, принимавший у нас экзамен по анатомии, был человек строгий, если не сказать жесткий, дотошный и неординарный - он даже свое тело, после смерти, завещал кафедре. Не знаю, как у других студентов, но меня этот факт настораживал, думаю, раз человек и после смерти хочет чему-то студентов учить (пусть и виде набора костей и заспиртованных конечностей), то при жизни у него требования к знаниям предмета будут по высшему разряду.
…Заложив студенческий билет в институте, я получил череп и набор костей в анатомическом театре, и с этим богатством пришел в общежитие. Хорошенько выспавшись, я проснулся полный сил, бодрости и желания дробить гранит науки. Было утро воскресенья. Я прошелся по этажам, собрал по комнатам друзей все атласы и учебники по предмету. Приняв твердое решение не терять ни секунды попусту, я зашел к себе в комнату разложил на столе книги, кости, и сел читать, по ходу делая зарисовки, чтобы запоминалось лучше. Общежитие тем временем просыпалось…
…Позвоночный столб, columna vertebralis, образован…
Заскрипела дверь.
-Салам-алейкум! Кушать есть?
-Ваалейкум-салам, заходи, вон кастрюля - наливай.
Налив супа, вошедший садится рядом со мной за стол. Я потеснился – отодвинув позвонки и череп в сторону.
… columna vertebralis, образован…
-Что делаешь?
-Да, вот, позвоночник разбираю.
Пожевав хлеб, он задумчиво обращает взгляд в потолок и молвит:
-Знаешь, вот не получится из нас врачей!
-Почему же? - спрашиваю, не отрываясь от книги.
-Да потому что - не получится. Мы здесь уже много месяцев – разве хоть кто-нибудь из нас работает? В больнице, поликлинике, на скорой - не важно. Хотя бы один работает? А кому скажи об этом, то все, как и ты, удивляются.
-Но мы же всего-то на первом курсе, -возражаю я, - надо же для начала поучиться, чтобы воспринимать увиденное.
-А санитаром нельзя разве устроиться? Много ума нужно что ли санитаром работать? Скажи просто – лень!
Я промолчал.
-Чтобы ты не говорил, не стать нам врачами, если мы будем так же бить баклуши в общежитие, и зубрить книжки. Только языками чесать и будем. А теория без практики, если ты не знаешь, – мертва!
Он долго и обстоятельно, пока не доел суп, рассказывал мне преимущества совмещения работы и учебы, и то, как это пригодится в дальнейшей жизни. Наконец, доев суп, он вышел.
Только он закрыл дверь, как тут же заглядывает другая голова:
-Как хорошо, что ты тут, ты мне как раз и был нужен, салам-алейкум.
-…позвоночник, образован последовательно накладывающимися друг на друга позвонками… Ваалейкум ассалам.
-Что делаешь?
-Да вот, - говорю, - знакомые буквы ищу.
-Ты на бокс не идешь что ли сегодня?
-Нет, не получится у меня, - сверлю атлас взглядом.
-Перчатки давай тогда.
Указываю ему на сумку под кроватью. Он достает перчатки из сумки и одев их просит:
-Подержи лапу.
Я молчу, читаю про себя.
-Да оставь ты это, пять минут подержи лапу-то!
Я нахмурил брови, и не отрываюсь от книги. Он имитирует бой с тенью и кружит вокруг стола, пританцовывая и периодически меня задевая:
-Знаешь, почему мы на прошлых соревнованиях первое место не заняли? Бэнг-бэнг…
Продолжает гарцевать, комментируя:
-Левой - прямой, правой - боковой… Знаешь?
Молчу.
-Нырок… апперкот… Не знаешь? Бэнг-бэнг… А я знаю! Еще нырок… Чтобы занять первое место…прямой, прямой, боковой… надо не бездельничать, а тренироваться. Понял? Бэнг-бэнг… Ты посмотри на других, у них же по три раза в день тренировка, а мы чего добьемся бездельем?!
-Конечно же, мы ничего бездельем не добьемся! – прерываю его я в надежде, что он оставит меня в покое.
-Конечно! Бэнг-бэнг… - продолжает он. -Если бы мы так же тренировались, то от одного удара в голову копчик поломать сопернику могли бы!
-Ты прав, - согласился я.
Только я это сказал, как он начал с удвоенной энергией боксировать воздух.
-Ну что? Идем? – сказал он выдохшись.
Я перелистнул страницу.
-А, ну тебя! Ехал я.
Хлопнула дверь за его спиной. Уф. Хвала Всевышнему. Обе стрелки настенных часов сошлись на двенадцати. Взял в руки первый шейный позвонок – атлант. Так. …позвонки соединены между собой при помощи межпозвоночных дисков… Боковым зрением вижу, как на балконе мелькнула тень. Это мой сосед через балкон перепрыгнул (у двух комнат общий балкон). … связок и суставов… В проеме балконной двери появляется его силуэт:
-Сигареты есть?
-Нету, -отвечаю я.
Отчетливо запомнился мне этот момент, потому что тогда я первый раз в жизни обрадовался тому, что у меня их, действительно, нет. Сосед расплывается в улыбке, во все свои тридцать два зуба:
-На, держи, - протягивает сигарету, -пепельница где тут у тебя?
Я был огорчен этой неожиданной помехой, но что я мог поделать?
-Под кроватью, - будь она неладна, думаю в сердцах.
-Что делаешь?
Кивком показываю на раскрытые книги.
…Позвоночный столб выполняет опорную функцию…
-Слушай, ты был в читальном зале нашей библиотеки? – пуская кольца дыма.
…Служит гибкой осью туловища…
-Вот где можно по настоящему учить. Даже не можно, а нужно! Там даже голос не повышают, только бы не помешать другому. А что у нас в общаге творится? Шум и гам! Никакого уважения друг к другу. Ну и что из того, что у меня телевизор в комнате? Ты видел какая толпа по вечерам собирается у меня? А может, я хочу поспать, или мне надо написать что-нибудь, да мало ли какие дела могут быть у меня?
…В позвоночном канале, canalis vertebralis, находится спинной мозг…
-Ты ни за что не выучишь в таком гай-гуе! Не сможешь.
Я отложил в сторону атлас и вмял окурок в пепельницу.
-В гай-гуе – смогу. Я не могу учить лишь тогда, когда бубнят над самым моим ухом.
-Но ведь куда приятнее, когда тихо, как в библиотеке. Разве не так? Вот сверху музыка играет вовсю. Тебе она разве не мешает?
Я достал альбом, и склонившись над ним, начал рисовать. Точнее, сделал вид, будто рисую. Это, разумеется, было невежливо, но что мне оставалось делать?
-Не старайся понапрасну, мой тебе совет. Все равно ничего здесь у тебя не получится.
Он закончил бы, вероятно, не скоро, меня спасла голова вахтера в проеме двери:
-Джан, я везде тебя ищу, тебе из Грозного звонят!
Мой сосед вылетел вслед за вахтером. Чтобы ко мне опять кто-нибудь не привязался, я закрыл дверь на ключ.
….В позвоночном столбе выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчик…
Бум-бум-бум!!! Могучие удары в стенку слева.
-Ада-а-ам?!
-Чего?!! – ору в ответ.
Из розетки слышится утробный голос:
-Стадное насекомое, слово из семи букв, первой – нет, вторая буква – А, третья – Р, четвертая – А, и оставшихся букв - нет. Семь букв всего! Что это?
Секунды раздумий. Только я хотел крикнуть в ответ – саранча, как из той же розетки доносится:
-А-а-а, не надо, пока ты думал, я угадал.
Ну, и слава Аллаху, думаю, пронесло. Увы, я ошибся: стук в дверь. На пороге мой друг, с которым мы живем в одной комнате. Он провел бессонную ночь в интернет-клубе, и поздоровавшись, сразу завалился спать. Я оставил дверь открытой нараспашку, и как можно ниже склонил голову над книгами, в надежде на то, что если с порога увидят, как один читает, а другой спит, то пройдут мимо. Как бы не так.
-Желаю удачи в учебе! – сказал вновь вошедший с нардами под мышкой.
-Тебе того же, - ответил я.
Он сел на мою койку, и начал говорить тихим голосом, чтобы не разбудить спящего товарища:
-В нарды сыграешь?
Я не вымолвил ни слова, чтобы пресечь разговор в самом начале.
-Никогда мы не будем нормально учиться, - сказал он, раскрыв доску, и расставляя фишки, - никогда! А знаешь почему?
Я глубоко вздохнул в тайной надежде, что он поймет, как я занят, умолкнет и уйдет. Но он, как ни в чем не бывало, кидая зарики, продолжал разглагольствовать:
-Потому что надо выделять себе время для отдыха, нельзя напрягаться в выходной день. Сегодня разве не воскресенье? А? Вот и надо отдыхать, а не напрягать мозг. В выходной – мы учим, во время учебы – ждем выходного дня. Это нормально? Вот отчего мы плодотворно не учимся. А если нормально не учишься, то как в последующем нам выбиться в люди? А, никак! И с таким безалаберным к себе отношением – никогда!
Я был уже не в состоянии корпеть над книгой. Дергалось верхнее веко левого глаза. Нет, думаю, действительно, надо отвлечься:
-Давай, кидай свои зарики, черт с тобой!
…Второй раз за сутки стрелки часов соединились на цифре двенадцать. В комнате дыма было по колено, от потолка. Бренчала гитара, лилась песня «…цветок счастья по имени – Петима-а-ат…». Вокруг доски с нардами был создан консилиум. Книги сиротливо лежали на полу, под кроватью лежал пакет с костями. И тут меня осенило! Есть же комната! Отдельная комната для свершения намаза. Вот оно – мое спасение! Взяв одну книгу и один позвонок, я незаметно вышел в коридор, и благодаря Всевышнего за подаренный уголок, где мне никто не будет мешать, направился к тишине и спокойствию.
В той комнате был один афганец и два араба сделавших видимо иша-намаз, и собиравшихся уходить, я зашел, и поздоровался с ними:
-Салам-алейкум.
Благо, кроме, - ваалейкум ассалам, - ответить им было нечего, русским языком они на тот момент не владели, учились на подготовительных курсах.
Я сел на ковер, сложив по-турецки ноги. Положил книгу, карандаш, альбомный лист и позвонок перед собой.
…Позвоночный столб, columna vertebralis, имеет пять отделов: шейный, грудной, пояснич… Скрипнула дверь.
-Ах, вот ты где!
-!?
На пороге мой сосед, который орал в розетку. С кроссвордом в руке.
-Коран читаешь что ли?
-Нет, анатомию!
-Слушай, вот здесь у меня не сходится что-то кроссворд, посмотри-кась.
Я готов был лопнуть от возмущения. А он с жаром продолжил:
-Представляешь, всё разгадал, а именно на этом пятачке – хоть тресни! - тыкает пальцем в неразгаданный сектор.
Ничего, думаю, разгадаю, и он уйдет. Смотрю. Все неразгаданные слова, пересекаются с одним словом - стадное насекомое. Знаете, что он там написал вместо слова – саранча? Что? Не поверите: -тАРАкан. Ага. После внесения корректив, все другие слова были разгаданы за несколько секунд.
-Ну, теперь я хоть заснуть смогу спокойно, - сказал он. Лицо его сияло от счастья. -А ты чего спать не ложишься, - поинтересовался он на радостях, - уже час ночи! Так и с ума сойти недолго за книжкой-то.
Я скомкал лист бумаги, захлопнул книгу. Сунул в карман позвонок, карандаш за ухо. Все!..
Как я сдал, тот экзамен не помню. Факт, что я его сдал. Но я отчетливо запомнил тот день. Меня словно озарило. И теперь, когда я от кого-нибудь слышу: «Не стать нам кем-либо!», как я тут же отвечаю:
-Я знаю почему!
Къастар: Адам Атагинский | Д1аяздина: Adamdoc (12.12.2011)
Хьоьвсина 2441-за | Т1еаларш: 1 | Тидам бар: 0.0/0



Массо а т1еаларш 1 ду
1 isa-muslim  
СубхьанАллах1!
Валлах1и, ба-м бу вайн нахь ахь ма биццари.

Мне даже не смешно было, а наоборот, меня нервировало вместе с тобой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)