Оршотан де, 23.10.2017, 03:24
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Керла сурт (новая фотография)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Г1арабевла нах (знаменитости села) »
» Искуствон белхалой (деятели искусства)

[ Т1едаккха (добавить) ]

Илес Татаев

Илес Татаев – первый профессиональный кинорежиссер Чечено-Ингушетии, основатель национальной кинематографии, скульптор, Доктор искусств, Заслуженный деятель искусств России и Чечено-Ингушской республики, член Союза кинематографистов СССР, член Союза художников России.

Его фильмы художественные – «Горская новелла», «Когда отзовется эхо», музыкальные – «Даймохк», «Илли», «Эхо в горах», «Вайнах», «Голос гор», документальные – «Танец – жизнь моя», «Память древних бойниц», «Долгожители», «В стране башен» демонстрировались не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Фильмы неоднократно отмечались призами и дипломами на различных кинофестивалях.

Другая грань таланта Илеса Татаева – монументальная скульптура. В соавторстве с природой он создает уникальные скульптурные произведения из капа дерева, обнажающие красоту и философскую глубину окружающего нас мира. Это искусство не имеет аналогов в мире.

Выставки Илеса Татаева проходили в лучших залах Москвы и странах СНГ, а также во Франции, Швеции, ОАЭ. Его скульптуры находятся в частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Бельгии, Иордании, Швеции, ОАЭ.

Самый гениальный художник – Её Величество Природа

Уникальна и многообразна природа. Много неизведанных тайн хранит она в себе, а иногда создает такие неповторимые произведения искусства, что поражаешься закономерностью и великолепием линий и законченностью форм. Миллионами лет создавала она свою творческую лабораторию. Мы не устаем восхищаться летними грозами, снежными вершинами, восходами и закатами, линиями гор на вечерней заре. Нас гипнотизирует торжественное шествие по синему небу белых облаков и сияние серебряных водопадов под солнечными лучами. Но природа богата не только внешними красками и картинами. Закодировав в символы и письмена, она хранит в себе и иные тайны.

Но эти тайны она открывает не каждому, а лишь избранным. Тем, о которых Пушкин говорил: «Свыше вдохновленные». Один из этих «свыше вдохновленных – скульптор Илес Татаев. Именно поэтому Природа усыновила его и открыла ему свои тайны. И Татаев не подвел матушку-природу. В свои скульптуры он вложил титанический труд. Он распеленал и расшифровал много тайн природы и принес их людям. Вместе с каждым своим творением он говорит нам: смотрите, что о нас и о мире пишет мать-природа. Материал, из которого творит свои скульптуры Илес Татаев – капы, древесные наросты, наплывы. И из этих капов скульптор изъял удивительные образы.

Монументальный... Когда слышишь это слово, в памяти встают огромные комплексы всемирно известных памятников. Но когда видишь творения Илеса Татаева, то чувствуешь, как подходит ему и его творчеству это определение... В его произведениях поражает все, начиная с подхода к материалу и заканчивая философским воплощением мысли автора. Это удивительный, наполненный поистине космической энергией мир. Мир, в котором нет места злобе и зависти, ненависти и подлости. Его скульптурные композиции – это не просто искусство, но искусство, от которого веет силой и любовью ко всей Вселенной.

Когда созерцаешь скульптуры Илеса Татаева, возникает ощущение, что ты неожиданно оказался в каком-то волшебном мире. Но мир скульптур Илеса Татаева показывает не только поэтические картины, он повествует и о суровом реальном мире. Вот скульптура – «Израненная Чечня». Рос могучий дуб на скале, однажды жестокая молния почти смертельно ранила его.

Скульпторы Илес и Макка ТатаевыДуб надломился и обуглился. Но корни дуба не сдались, пуще прежнего обхватили и заключили в объятия они скалу и камни, опустились еще глубже в расщелины в поисках влаги для жизни – и победили. И смерть удивленно отступила. С судьбой этого дуба сравнивает Илес Татаев прошлое, настоящее и будущее Чечни. Его скульптура «Планета Земля» тоже из печальной страницы бытия, недаром художник заковал ее колючей проволокой, символизирующей войны и вечную вражду людей на Земле. Но вот в центре композиции мы видим гвоздику и верим вместе с художником, что добро, несмотря ни на что, в конце концов, победит на планете. Эта гвоздика напоминает нам слова Достоевского: «Красота спасет мир».

Но не всегда так печален Илес Татаев. Радостные видения и светлые чувства восстают в душе, когда созерцаешь композиции: «Пламя любви», «Материнство», «Музыка Баха», «Парад планет», «Дама с собачкой», «Мысль»... – приобщаешься к мудрости, космосу и Богу, великая гармония вытесняет из сердца отрицательную энергию.

Египетский труд он вкладывает в каждую скульптуру. Читая иероглифы леса, в поисках капов, хранящих эти иероглифы, он исходил почти весь Кавказ – Чечню, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Грузию, Абхазию, а также Киргизию, Казахстан, Сибирь.

Илес стал первым, кто создал картины из композиции капов и вставил их в раму. «Сопряжение», «Парад планет», «Созвездие Юпитера» – это не просто картины из капов потрясающей красоты и энергии, но и новое направление в искусстве. Идея этих композиций заключается в том, что искусство «Ее Величества Природы» невозможно втиснуть в раму, оно вырывается за ее пределы.

О себе Илес Татаев говорит: «Главный творец – Природа, а я всего лишь маленький соавтор Ее Величества».

Скульптурные композиции Илеса Татаева, спора нет, впишутся в любой интерьер. Но главная их ценность не в этом: созданные из капов, этих сгустков древесной силы, которые по прочности не уступают камню, они концентрируют в себе огромную космическую энергию, и эта энергия благотворно влияет на человека. Кто часто будет общаться со скульптурами Илеса Татаева, несомненно, продлит свою жизнь и защитится от многих болезней.

Контактный телефон Илеса Татаева в Москве: (095) 943-03-35.


Когда отзовется эхо?

И на родине вспомнят, наконец, о своем соотечественнике,
талантливейшем мастере искусства и кино Илесе Татаеве


Илес Татаев Его, по праву называют основателем национального кинематографа.
Художественные фильмы — «Горская новелла», «Когда отзовется эхо?», музыкальные — «Даймохк», «Илли», «Эхо в горах», «Вайнах», «Голос гор», документальные — «Танец — жизнь моя», «Память древних бойниц», «Долгожители», «В стране башен». Это неполный список работ мастера. Всего их около пятидесяти.
В последние годы это имя принято упоминать в словосочетании со словом скульптор. Но начиналось все с кино. Острая нехватка реквизита побудила Илеса изготовить своими руками кувшин, из которого пьет воду старец в фильме «Даймохк». В таких случаях принято писать «дальше больше». Так оно и было. Кинорежиссер без киностудии (и такое бывает) работал по дереву, чтобы «оживить» свои фильмы, придать им достоверность и законченность. Когда не стало возможности снимать кино, именно дерево поглотило в себя неуeмную энергию художника.
«…Что без бури океан!» — это по Лермонтову. Илес Татаев это буря. Буря эмоций, лавина слов, океан воспоминаний и мощная, бьющая через край, энергетика. Слушая его, я спрашивала себя как долго я смогу выдержать это. Его масштаб нельзя измерить. Иногда в комнату входила Макка. На первый взгляд полная противоположность. Но стоило ей заговорить о кино, о скульптуре, об Илесе! Вот кого принято называть «соратница»! Теперь я знаю, какими были жены декабристов.
Быть художником значит постоянно перевоплощаться, покоряться и покорять. Когда Илес Татаев подходит к своим твореньям, он перевоплощается. Невозможно понять, кто кого покорил: скульптор дерево или дерево скульптора. Он прикасается к ним, говорит с ними. И если вы хоть немного дитя природы, вы слышите, как они отвечают Илесу.
Татаев знает, что его считают сложным человеком. Но сложность Илеса оправдана его необыкновенным мироощущением. Сложных людей миллионы, талантливых единицы. Сложный человек Илес Татаев талантлив.
Он влюбился в кино с первого взгляда и на всю жизнь, посмотрев знаменитый фильм «Тарзан».
«Этот фильм покорил меня. После школы я решил поступать во ВГИК, но моe представление о конкурсном отборе не совпадало с действительностью. Я не прошел. Позже я понял, что там царил блат. В основном поступали дети челнов ЦК. Поэтому многие не стали режиссерами. С этими оценками я поступил на филологический факультет педагогического института. Вскоре я понял, что это не мое. Кино не давало покоя».
К тому времени в республике к великой радости Илеса открылось телевидение и он с боями, преодолевая многие преграды, устроился помощником кинорежиссера. Культуры кино как таковой в республике не было, но на телевидении была возможность снимать маленькие незатейливые киносюжеты. Илес снял десятиминутный документальный фильм, который был отмечен на киевском кинофестивале. Это событие очень воодушевило начинающего режиссера. Фильм назывался «Ущелье орлов». Он рассказывал о памятниках средневековья. А потом Илес поступил на высшие режиссерские курсы в Москве. С отличием окончил их и был направлен на Североосетинскую киностудию.
Фильм «Горская новелла» стал дебютом Илеса Татаева в художественном кино. Этот фильм поднимал актуальную для Северного Кавказа тему дружбы людей различных национальностей. Над фильмом работало содружество художников Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии.
«Снять фильм только о чеченцах было невозможно. Поэтому в сюжет была введена история русской девушки, распределенной учительницей в высокогорный аул Чечено-Ингушетии. И через еe историю удалось показать нравы и обычаи чеченцев. Нам навязывали присущую тому времени идеологию. А так хотелось снять просто фильмы об истории, любви».
Следующий художественный фильм назывался «Когда отзовется эхо». Зрители так и не увидели этот фильм в полной версии. Но даже перекроенный специалистами КГБ этот фильм был признан большим творческим успехом режиссера.
Политический и социальный заказы в кино существовали всегда. А в те времена и подавно. Было много заказов фильмов о нефтяной промышленности, сельском хозяйстве и другие. Вряд ли кто-то кроме Илеса Татаева додумался бы сравнить монтажные установки на нефтеперерабатывающем заводе с космодромом. «Душа должна быть во всем». Это девиз Илеса Вахитовича.
«Долгожители», «Кезеной-Ам», «Вайнах», «Даймохк»… Это названия фильмов. Фильмы о бесконечной любви к родине, уважении к старшим, о бережном отношении к окружающему миру. Об истинах, над которыми не властно время. Сегодня эти фильмы главное и единственное сокровище Чечено-Ингушского кинематографа.
Фильм «Даймохк» одна из ранних работ мастера. Эта картина была отмечена на Всесоюзном фестивале сразу двумя премиями: «За лучшую режиссуру» и «Лучший музыкальный фильм». В этом фильме он оглянулся в прошлое, чтобы понять настоящее. Его картины, как и скульптуры, обладают одной особенностью, свойственной только настоящим мастерам. Они завораживают, их хочется видеть снова и снова.
Как-то Илес Вахитович снимал студентов на винограднике. Он одел студенток в национальные костюмы, сам из дерева изготовил большие блюда и устроил праздник виноградной лозы. Всe это действие происходило под музыку… А как иначе привлечь зрителя? Он не знает шаблонов. Он против примитивизма.
«Сюжет должен быть обязательно в документальном кино. Многие думают, что документальные фильмы снимать проще. Но это не так. Документальное кино я люблю больше. Я должен заставить говорить неодушевленные предметы. Но я понимал, что пока я не сниму художественный фильм, меня не признают режиссером в республике».
С годами в республике зарождалась культура кино. Многие юноши поступали на режиссерские факультеты. И о становлении национального кинематографа стали писать в прессе.
«Я всегда говорил и говорю, что национальный чечено-ингушский кинематограф был. Но его окончательному становлению препятствовала война. В каждом районе республики были кружки по созданию любительских фильмов. Ежегодно в республике проводились конкурсы любительского кино. Я знаю, потому, что был председателем жюри. В одном Грозном было около десяти любительских киностудий».
Когда в республике сменилась власть, режиссеру предложили снять фильм о революции . Он отказался.
«Если бы мне предложили снять фильм о чеченской войне, я бы отказался. Чтобы оценить эту трагедию и предшествовавшие ей события, нужны годы, десятилетия. Я не готов работать с полуправдой».
Кинематографический кризис в республике подарил миру чеченского скульптора Татаева. Его скульптуры наградили столькими эпитетами, что искать еще не озвученное прилагательное бессмысленно.
Когда Илес приехал в Москву он выкупил свои фильмы в архиве Госкино. Так получилось, что кроме него его фильмы никому не нужны. Но режиссер продолжает мечтать о новом фильме и считает, что главный фильм еще не снят. Это будет фильм о Чечне и чеченцах.
«Я уже не молод и должен отвечать за каждое слово. И снимать буду только в том случае, если моя работа будет полностью отвечать чаяниям моего народа. Когда над моей творческой свободой нависла угроза, я ушел из кино. Свобода творчества это как воздух, без которого не жить. Я двадцать лет не получаю зарплату… А ведь могу организовать студию, снимать коммерческое кино. Но это не моe».
Фильм Илеса Татева показывали по всему миру. Недавно его атрину «Даймохк» показали в Сирии. В ближайшее время должен состояться показ нескольких картин в Германии, Бельгии. Но не в России.
«Я предлагал выкупить эти фильмы. Это собственность Госкино. Мне одному не по силам выкупить их. Я много раз обращался в культурные центры, в представительство, правительство. Но безрезультатно».
О самом Илесе Вахитовиче Татаеве снято десять документальных фильмов, и ни одного чеченским телевидением. Его скульптуры нашли приют в галерее подаренной мастеру мэром Москвы. А когда они окажутся на родине? Никто не знает.
Герои фильмов Илеса Татаева это генетическое богатство чеченского народа. А между тем выросло не одно поколение чеченцев не видевших эти фильмы. Многие даже не слышали, что они есть.
Седобородые старцы, лихо скачущие верхом. Их стати и осанке могут позавидовать многие юноши. Девушки в национальных одеждах. Песни, танцы, горы… И Грозный. Фильмы Илеса Татаева — это не просто кино, это наша культура, наша история. Режиссер выступил в роли надежного проводника вечных ценностей в наши сердца.
Недавно мы узнали, что Алу Алханов обратился в МИД России с просьбой оказать содействие в проведении в Страсбурге и Париже выставки работ Илеса Татаева. Министр иностранных дел Сергей Лавров уже дал соответствующие указания Генеральному консулу России в Страсбурге
Желаем Илесу Татаеву творческих успехов, мира и благополучия.

Зарета ОСМАЕВА

Ссылка на материал


Смотреть фотогалерею  на сайте Илеса Татаева


Къастар: Искуствон белхалой (деятели искусства) | Д1аяздина: isa-muslim (23.11.2009)
Хьоьвсина 2524-за | Т1еаларш: 2 | Тегаш: Татаев, скульптор, режиссер | Тидам бар: 5.0/1



Массо а т1еаларш 2 ду
1  

2  
Галерея Илеса Татаева на сайте Министерства культуры ЧР

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)