Караде (поиск по сайту)
Сайтан аг1онаш (Страницы сайта)
Керла суьрташ (последние фотографии)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
|
Истори »
|
Несмотря на явные успехи наших археологов и историков в изучении древней Скифии, до сих пор каждый новый памятник способствует более конкретному представлению о скифской культуре, территориальном распространении, их связи с соседними племенами.Несомненно скифское влияние не могло не отразиться на местной, кавказской материальной культуре, а сами скифы, по далеко не мирным дорогам, не могли не оставить на Северном Кавказе свои памятники. А.А. Иессен выделяет целую серию находок VII-VIII вв. до н.э., с территории Прикубанья- Пятигорья, связанных с киммерийцами и скифами. Известны предметы V-VI вв до н.э. из Карачаево-Черкессии (Тамчаник), Кабарды, Пятигорья Ногайских степей, непосредственно смыкающихся с Прикаспием. Вещи с заметным скифским влиянием найдены на Луговом и Нестеровским могильниках. Очень интересны предметы, найденные 1886г. у селения Гойты Чеченской Республики. Здесь в разрытых курганах были найдены изделия тонкой ювелирной работы: подвески из золота в виде барашков, квадратная золотая подвеска с вставкой из камня и металлической составной пояс. В пределах Дагестана скифские стрелы были найдены близ г.Махачкала – (Тарнарии), у г.Дербент – меч акинак, в г.Согратль; в Азербаджане подобные находки сделаны у г.Мингечаури, оттуда же происходит зеркало ольвийского типа. Не исключено, что многие предметы могли изготовляться по образцам местными мастерами (такие как мечи, топоры, акинаки и т.д.). Но скифское влияние здесь, столь заметное даже в кобанских бронзах, и отдельные погребальные памятники не оставляют сомнения в реальности скифского движения через Кавказ. В этом отношении из многочисленных курганов Чечни особое внимание заслуживают курганы у с.Гойты, расположенные в равнинной части. Эти курганы расположены двумя компактными группами состоящих из 11 насыпей, протянувшихся с северо-востока на юго-запад. Высота курганов от 0,45 до 5,1 м., один из курганов в диаметре от 17 до 55 метров. Первые следы обитания человека на земле Чечни относятся к каменному веку. Об этом свидетельствуют древнейшие поселения, найденные у высокогорного озера Кезеной-ам. Останки человека датируются более чем 40 тыс. лет, что превышает на 10 тыс. лет кроманьонца на юге Франции. Наш край был заселен людьми, по крайней мере, 60 тыс. лет назад. Подобные открытия были сделаны близ селения Гомурзиево, в ущелье реки Хул-хулау, и у станицы Вознесенской. Значительно богаче сведения о медно-бронзовом веке в горах и на равнинах Чечни и Ингушетии (II-III тыс. до н.э.) В те времена в горах и по горным ущельям обитали оседлые земледельческие племена. Их поселения и могильники исследованы археологами у селений: Первомайская, Эги-Кал, Асламбек-Шерипово, Малый Харсеной. В степных районах жили кочевники, занимавшиеся скотоводством. У них не было постоянных мест пребывания. Умерших сородичей они хоронили прямо в степи, а над могилой воздвигали насыпь (Кошан Барз) Их очень много в низменной части Чечни, близь Сунжи и Терека. В начале 1 тысячелетия и до нашей эры население нашего края научилось плавить и ковать железо – начался железный век, эпоха меча топора и плуга. У селения Сержень-Юрт, Харачой, Краснооктябрская, Зандак, Гатин-Кала раскопаны могильники и поселения исконно местных племен, занимавшихся земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, металлургией, гончарным делом и т. д. Мирная жизнь их была прервана появлением в 7 веке до н.э. на равнинах к северу от Сунжи сильных-степняков скифов, а затем с 3 века до н.э. – сарматов. Бранные стычки, набеги, мощный натиск кочевых племен привели к тому, что исконные обитатели нашего края были вынуждены искать спасение в глубине горных теснин. Однако в дальнейшем отношения между степняками и горцами стали налаживаться, тем более, что племена, обитавшие на Кавказе, и степные кочевники были единокровными и единой культуры. При раскопках памятников местных племен у селений Мужичи, Нестеровская, Яман-Су, Ножай-Юрт, Ялхой-Мохк и др. были найдены много вещей скифо-сарматского типа, а в курганах кочевников (у станицы Червленная, Николаевская, Мекенская; селения Бамут, Кулары) нередко оказывались предметы, изготовленные в горах Чечни и Ингушетии. Все это свидетельство достаточно тесных контактов не только с соседями, но и с племенами, обитавшими далеко за пределами земли Нахов. В первом веке нашей эры, на плоскости всего Предкавказья появились памятники многочисленного и сильного Сарматского племени – Алан. Аланы в отличие от своих кочевых предшественников стали переходить к оседлой жизни, и их села и укрепленные города покрыли берега Терека и Сунжи. Вокруг поселков формировались курганные некрополи, насчитывающие порой тысячи насыпей. Крупнейшими среди Аланских памятников на территории Чечни и Ингушетии является Алхан-Калинский и обширные могильники вокруг него, расположенные в 16 км. к западу от города Грозного. Есть основания полагать, что здесь находилась резиденция правителя общирного племенного союза Алан. С 3 века до нашей эры племена Аорсы, Гандарии, Сир-Акки, и многие другие племена, называемые в античных источниках Сарматы (в Римских источниках – Аланы) просачиваются на Северный Кавказ, а часть уходит в Европу. Втянутые в сферу сарматского внимания Северо – Кавказские племена становятся участниками важных военно-политических событий Древней истории Кавказа. С рубежа новой эры в греко-римских, армянских, грузинских, персидских и арабских письменных источниках упоминаются имена предков нынешних чеченцев и ингушей: Нохчиматиане, Дзурдзуки, Москуты, Массагеты, Аланы. Письменные источники сообщают об участии горцев во многих войнах Закавказья и Передней Азии. У селения Бай-Тарки, Балан-Су, Харачой, Рогета, Верхний – Дай, Алкун, Фурто-уг, Мужичи и многих других исследованы специфические каменные гробницы горских этнических групп, расположенные неподалеку поселения. Находки разнообразных вещей в могилах (согласно древним языческим верованиям покойника снаряжали в мир иной, стараясь обеспечить всеми необходимыми для труда и войны предметами) позволяют нам мысленно воссоздать уровень социально-экономической и культурной жизни наших предков. Селение Сержень-юрт один из древнейших поселений предгорной Чечни. У входа в ущелье горной речки Хул-хулау, по которой проходил торговый путь в Малую Азию, справа от дороги возвышается холм с плоской вершиной и крутыми, почти отвесными склонами. Высота его около 20м. На холме обнаружен памятник древнейшей истории Земли. В 1967г. археологи закончили длившиеся много лет раскопки интереснейшего поселения, получившего в науке наименование Сержень-Юртовского. Установлено, что это поселение существовало в период между Х-VIII вв. до н.э., т.е. 3 тыс. лет тому назад. Тут же рядом находятся могильники местных племен. Сам холм служил для жителей древнего поселка прекрасным естественным укреплением при защите от нападения врагов. Во время раскопок были расчищены сохранившиеся улицы, вымощенные гравием и булыжником, остатки жилых построек, мастерской литейщика, ямы-хранилища. Найдено большое количество разнообразных предметов. Тут вещи хозяйственного обихода и быта, оружия. Собрана лепная глиняная посуда, бронзовые украшения, серпы, ножи, наконечники стрел из бронзы, различные изделия из кости, глины, камня. Археологам удалось не только воссоздать картину жизни поселка, но и установить причину его гибели. Это произошло в середине VII в. до н.э., когда сильные и могущественные скифы- «аьшк-узы» и их союзники сарматы устремились через Северный Кавказ в Переднюю Азию, чтобы принять участие в борьбе древних государств – Ассирии, Медии и Урарту. Хутор Беной, селение Ца-Ведено, Хаттуни, Первомайск, Ведено, Харачой… какое из этих селений, раскинувшихся у дороги не назови – в памяти сразу встанут древние могильники, городища, поселения, крепости-бастионы. Каждая гора и долина, каждая речушка, родник, ущелье отмечены в сознании народа нашего доброй и дурной памятью, воспоминанием о страшном пережитом. Много еще неизведанных тайн хранит в себе наша благодатная земля. Каждый камень хранит в себе историю ушедших веков. Край наш богат разнообразием могильников, что подтверждают величие и могущество племен, что проживали на Кавказе. Особо хотелось бы выделить пещерные погребения, расположенные по ущелью реки Аргун, Шатойской котловины. Пещерный могильник расположен в 1,5 км. к юго-востоку от селения Шатой в местности Хьаккхой – аре. Здесь обширное плоскогорье Шатойской котловины круто обрывается к реке Верди-ахк. В глубоком лесистом овраге, Кешни-ин, отходящем от долины Верди-ахк, находятся усыпальницы. Они выкопаны в северной стене оврага, в отвесных сбросах мергелевого конгломерата. Здесь всего зафиксировано 14 пещер. Камеры труднодоступны, кости размещены отдельными группами и не сохранили анатомического порядка. В разных частях камеры обнаружены предметы из дерева, обломки бокала и миски, посуда из вязи и ясеня, кухонная доска с ручкой, а также железные ножи, похожие на современные подкинжальные ножи горцев. Среди находок имеются украшения; бронзовые сережки с подвесками, напоминающими грозди винограда, сережка с многогранной сердоликовой бусиной, сережки с полой бронзовой бусиной, спаянные из двух половин, бронзовые бубенчики и многое другое, что необходимо в быту. Умершие лежали в колодах и просто на полу, покрытом древесной корой. Среди человеческих останков замечены отдельные угольки. В пищу очевидно клали заупокойную пищу и приношения. В отличие от шатойской котловины, где в XIV в. захоронения совершались в пещерах, в районе села Итум-Кале устраивались склепы. Обширная Итум-Калинская котловина, окруженная с трех сторон мощными горами Гуника, Дере, Бехкхайла, пересеченная массой рек и ручьев, притоков Чьанти-Аргуна, изобилует памятниками чеченской культуры. Полуподземные склепы обнаружены на кладбище в местечке Пхакоч, возле башен Титча-дукъ и Шуль-Къаг, в районе хутора Дере, в местечке Верхнее Хьеры, у селения Верхний Кокадой. У селения Верхний Кокадой склепы сочетаются с каменными ящиками. Гора Гуника расположена по правую сторону реки Чьанти-Аргун, к юго-западу от села Итум-Кале. Напротив нее расположена гора Дере, вместе они образуют начало ущелья Тазбичи с рекой Чьанти-Ахк (Дере-Ахк), впадающей в р.Чьанти-Аргун у Евдокимовского моста. На горе Гуника, простирающейся с северо-востока на юго-запад на несколько километров расположены хутора Дере и Пхакоч. Над хутором Дере высятся несколько разрушенных и сохранившихся жилых домов, образующих местечко Гойчо-Кал. Здесь исследовались полуподземные склепы. Древними могильниками богата и Харачоевская котловина. В южном уголке селения, где сливаются две небольшие реки, есть мыс, называемый в народе «Къуй-дукъ». Здесь до VIII в. стояла боевая башня, где вокруг имелось множество следов поселения раннего средневековья (V-XII веков н.э.). Однако, самое интересное находится у подножия мыса, в его северной части. Здесь в 1966г. был открыт замечательный могильник IV-VII вв. н.э.. Его оставило богатое горское племя, жившее в этом краю. Десятки бронзовых изделий: кольчуга, шлемы, железные оружия, мечи, кинжалы, стрелы и многое другое. Очевидно, что здесь, вокруг маленького селения Харачой сосредоточены множество древних кладбищ сарматов, известных нам из античных источников. На восточной стороне селения Харачой, на правой стороне реки Хул-Хулау, у подножия горы Гизгин-Лам мы видим росшие дерном гробницы, сложенные из каменных плит в виде прямоугольных ящиков. Это и есть могильники эпохи бронзы. Более 70 погребений исследовали тут ученые. Материал был настолько выразителен, необычен и нов, что в научных кругах родилось понятие «Каякентско-Харачоевская культура», датируемая II тысячилетием д. н.э. Уникальны по своим архитектурным строениям каменные мосты, арочные, обнаруженные государственными инспекторами «Аргунского историко-архитектурного и природного музея-заповедника» Эйси Уцыевым, Хизиром Яхьяевым. Обнаруженные мосты сооружены через небольшие речки Муьлкъой-Ахк и Зумсой-Ахк. Такие мосты имели стратегическое значение в вайнахской среде во все времена. Подобные мосты не горели и не смывались бурными природными стихиями. Арабский путешественник аль-Масуди (X в. н.э.), который прошел по торговым путям нашего края, пишет, что насчитал более 120 каменных мостов по пути следования в Иберию. В книге «Кавказцы» Семиона Броневского, год издания 1823, (Палаццо) сказано «весьма мало источников, откуда можно бы было подчеркнуть верные исторические сведения как древних, так и средних времен о кавказских народах для изображения происшествий в хронологическом порядке и в соотносительной связи с повестию соседственных народов. В истории древних монархий Ассирийской, Вавилонской, Мидийской не встречается даже малого повода к заключению, чтобы кавказские земли входили когда-нибудь в состав оных. Тогда известны были они под общим названием Великие Скифы. В последствии не только не признавали власти персидских царей, но с вероятностью полагать можно: что несчастый поход Кира Великого против народа, называемого Геродотом и его последователями – «скифы, саки-массагеты», и против царицы (жрицы) их Тамаирс, ничто иное был, как поход против кавказских народов. Кир, переправившись через реку Аракс, достиг беспрепятственно до места, где сия река сливается с р.Курой (Кур-хи), но зашедший неосторожно в ущелье, чаятельно в Кара-багазские горы, запираемый был истреблен со всем своим войском, горскими племенами. По велению верховной жрицы, богини Ма-А, голова Кира была доставлена в бурдюке с кровью, в главную обитель жрицы, что на границе с Иберией. Имя Тамаирс ей было дано кавказскими племенами в честь грандиозной победы над персами». Висаит Дадаев №119 (1802) 28 июня 2012г. www.grozny-inform.ru Информационное агентство "Грозный-Информ" | |||
Хьоьвсина 1937-за
| Тегаш: |
Массо а т1еаларш 0 ду | |
[29.12.2021] | |
[29.12.2021] | |
[29.12.2021] | |
[25.02.2019] | |
[13.02.2019] | |
Мутушева Мая – первая чеченка-врач |