Караде (поиск по сайту)
Сайтан аг1онаш (Страницы сайта)
Керла суьрташ (последние фотографии)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
|
Истори »
|
Село Старые (Большие) Атаги во второй половине 19 и в первой четверти 20 века было неформальным центром, неофициальной столицей Чечни. Со второй половины 19 столетия оно было центром кустарных промыслов, оружейных ремесел и духовного просвещения. Лучшие кинжалы и шашки делались атагинскими мастерами, славились на весь Кавказ. В начале 20 века здесь было несколько медресе (хьуьжарш) одновременно. Например, медресе Бакши Яхья-Хаджи (Бакашев из рода вашандаро), медресе Баширан Юсуп-Хаджи (Баширов из рода памятой), медресе Музи Мурди (Мурдаевы из рода чунгаро). В начале 20 века Молла Юсуп-Хаджи (1860-1928) был кадием (йуьрта къеда) нашего села. Это был очень мудрый и высоко образованный исламский учёный-алим. Он оставил о себе добрую память и как праведный Человек (с большой буквы) и как справедливый кадий. За свою религиозную практику много мусульманских учёных-алимов были арестованы или расстреляны. Так и Юсуп-молла в 1925 году большевистской властью безбожников был «тройкой» осуждён на несколько лет и отбывал наказание в колонии в Астраханской области. В той же области ранее отбывал свой срок Анкак Цамараев, работая парикмахером. Он был сослан из села Новые Атаги. Анкака дочь Тамара была за известным алимом Молла Мади Махьмуд. Анкак и Масуд, старший сын Юсуп-Молла, были друзья. Они вдвоём поехали осенью 1926 года за Юсуп-Молла и смогли довольно удачно (хоть и нелегально) привезти его домой. Здоровье Юсупа уже было сильно подорвано. Поэтому последние годы он жил в своем доме, но не выходил на публику, скрываясь от большевистских властей. Юсуп завещал, чтобы после смерти обряд его омывания и укладки в могиле выполнил Канти Харон (Кантаев из рода-ваьр саттой), что так и было исполнено. Такое завещание является знаком выражения особого доверия и благодарности другу. Похоронен в родном селе в 1928. На тезете (похоронах) Юсуп-молла было так много людей, что люди стояли по улицам аж до самой подгорной части села. Разрешение на похороны покойного Юсуп-молла получил Хайтаев 1ела-Хьаьж, работавший тогда в правительстве Чеченской Автономной области. В момент передачи окутанного в трехслойный саван Молл-Юсупа в могилу, Шамсудди-Хаджи из Шали, сын известного учёного-алима Овта –Хаджи, произнес слова, обращенные к покойному Юсупу: «Х1орд санна долу 1илма кхаа шаьршонна юкъахьарчий ахь. Х1инца лелар ду хьо, 1илма, вала да воцуш» (Бескрайнюю, как море, науку (исламскую) завернул Ты в саван. Теперь останешься ты, наука, как дитё без отца). Когда-то у Юсуп-Хаджи спросили: «Х1окху нахах халкъана хьалхах1итта, хьанна ц1етуху ахь?» («Из имеющихся алимов кого имя ты назовёшь ученым-алимом, достойным представать перед людьми?» Он ответил: «Изновр а, Ноха а, Усман а. Таьмби Усман» - аьлла, Усманна т1е куьг тоьхнера (назвав эти имена, рукой дотронулся до Таьмби Усмана) *. После смерти Молл-Юсупа его исламская библиотека была передана Таьмби Усману, которую Он до своей смерти возвратил семье Юсупа. Большевики за первые 20 лет Советской власти (1918-1938 годы) репрессировали до 200 тысяч чеченцев и ингушей. Только за 1937-1938 большевики репрессировали всех, кто занимал должности в руководстве ЧИАССР и до служащих сельских учреждений, а также исламских учёных просветителей. То есть, безбожные преступники, захватившие власть, ликвидировали всю интеллигенцию, которая была в те годы, весь цвет чечено-ингушского народа. Также уничтожали большевики лучших людей из русского и других народов во всех частях России. В жернова этой репрессивной машины попал не только сам Юсуп-Молла, но и его родной и единственный брат Шапа1. Его, 85-летнего старика, большевики арестовали 12.11.1937 года и расстреляли 22.12.1937 года за свою религиозную практику, сфабриковав ложное обвинение в антисоветской пропаганде (смотри ниже фото и копию ВЫПИСКИ ИЗ АКТА о расстреле). Оба брата были исламскими алимами в третьем поколении. Их отец Башир-молла и их деда Назир-молл также были известными исламскими учёными-алимами. Три поколения исламских учёных-алимов просвещали людей и учили их канонам шариата. Потомки этих достойных славных атагинцев ныне живут в родном селе, в Грозном, а также в Москве, других регионах, за рубежом. В памяти атагинцев старших поколений живут мудрые и справедливые решения кадия Юсуп-Молли. Об одном из них, сохранившем от разрушения наше село, я и хочу поведать читателю. Считаю, что грядущим поколениям атагинцев тоже надо об этом знать. В сложные годы большевистского переворота (1917) и гражданской войны (1918-1920) село Старые Атаги (как и сёла Гойта, Урус-Мартан) оказалось в центре военно-политических событий. С ноября 1917 по март 1920 наше село стало неформальной политической столицей Чечни. В конце января 1918 года в Старых Атагах состоялся съезд, избравший Чеченский Национальный Совет (меджлис) из 30 человек. В состав Совета вошли практически все наиболее влиятельные чеченские лидеры того времени. Председателем Совета был избран старо-атагинец Ахметхан Магомедович Мутушев (из рода вашандаро, 1879 года рождения, умер в 1943 в ссылке в Узбекистане). До революции Ахметхан служил офицером на военной службе, после отставки получил в Харькове высшее юридическое образование. Был известным адвокатом в Петербурге, а в начале революции вернулся в Чечню. Чеченский Национальный Совет (Атагинский Национальный Совет) отстаивал линию на создание независимой Чечни в составе Горской Республики, созданной в ноябре 1917 года «Союзом объединенных горцев Кавказа». Независимое государство народов Северного Кавказа просуществовало только до 18 мая 1919 года. Тогда Деникинские войска вторглись и захватили власть на Северном Кавказе. В годы белогвардейской оккупации Чечни назначенный А.И. Деникиным Верховный Правитель Чечни генерал-лейтенант от артиллерии (с 1914года) Эрисхан Алиев также располагал свою резиденцию в Атагах. Эрисхан родился 30.04.1855 в селе Старые Атаги, из рода хьаьккой, расстрелян в 1920 году вместе с 2 сыновьями-офицерами в Грозном по приказу главного грозненского большевика Н. Гикало. Этот Николай Гикало в годы гражданской войны в 1918-1919 годах был чеченцами дважды спасён от уничтожения. Первый раз во второй половине 1918 года Чеченская Красная Армия под командованием Асланбека Шерипова с южной стороны разбила белоказаков, осаждавших город Грозный, и помогла перебазироваться в слободу крепости Воздвиженской возле села Старые Атаги. Второй раз спасли, когда деникинцы 31.01.1920 года атаковали большевиков-гикаловцев, окружив слободу и крепость Воздвиженскую. Положение обороняющихся было плачевное. Их спасло то, что чеченский отряд из Старых Атагов во главе с Ноама Тукаевым и Махьмудом Хамзатовым (оба из саттой ваьр) атаковал деникинцев с тыла и разорвал кольцо окружения. Этим атагинские «красные» партизаны дали возможность вооруженному отряду большевиков во главе с Н.Гикало вырваться из окружения и отступить в сторону гор и обосноваться в Шатойской крепости. Таким образом, атагинские отряды Чеченской Красной Армии спасли от уничтожения грозненских революционеров. Гикало со своим отрядом трусливых нахлебников более 6 месяцев «гостил» у чеченцев в Шатое, которые и сами жили впроголодь. Под защитой чеченцев и на чеченских хлебах благополучно дожидались, пока 11-я Красная Армия не освободила в марте 1920 года Грозный от белогвардейцев. После утверждения Советской власти в Чечне этот подлый большевик отплатил чеченскому народу за гостеприимство, за все их жертвы, лишения и труды в годы гражданской войны тем, что расстреливал или отправлял в тюрьмы самых видных, авторитетных, образованных лидеров и религиозных деятелей чеченского народа. Так большевики уничтожали цвет чечено-ингушского народа. Мне посчастливилось в юношеские годы слушать поучительные рассказы всеми уважаемого и известного в Чечне ТУТРИ Салихова (Сайд-Хьусейна) из рода Курейшитов, живущих с начала 20 века в нашем селе. У ТУТРИ было 2 жены, в том числе Тима, дочь Аьрсмикова Чокки, родного дяди (де ваш) моего деда Апи Ахьмада. Таким образом, Тима приходилась двоюродной сестрой моего деда. Жили они в соседнем доме через условную ограду и я, как и положено по чеченским традициям, был все время начеку, если что-либо надо было сделать, принести, отнести и т.д. ТУТРИ был очень мудрым философос и достаточно высоко образованным. До выселения он закончил Советскую Школу, были в 30-40 годах такие учебные заведения. Он читал на арабском и на русском. Я просматривал читаемые им книги из «Библиотеки Мировой литературы» и труды философов из «Библиотеки Восточной литературы». Много полезного для формирования своего мировоззрения и кругозора я услышал от ТУТРИ. Он рассказывал, как Молла Юсуп-Хьаьж очень гибко и дипломатично защищал наше село в тревожные годы Гражданской войны 1917-1922 годов. Так было, что к атагинскому кадию Молл-Юсупу приходили белогвардейские командиры и заявили, что теперь они установят свою власть и село должно подчиняться им. Грозились уничтожить село, если оно не подчинится их власти. Юсуп-Хаджи отвечал им: «Если вы выиграете, то мы будем покорны вашей власти. Выиграйте вы!». Потом большевики, узнав об этом ответе, приходили с угрозами снести артиллерией село, которое заявило о своей лояльности к белым. Юсуп-Молла ответил им тоже: «Если вы выиграете и установите свою власть, то мы и вам будем покорны. Нас любая власть устраивает, которая оставит нам возможность мирно жить в своем селе, честно трудиться, выращивать свой хлеб, молиться Аллах1у». Как и все учёные-алимы, Юсуп-Молла знал о предсказаниях автуринского Баматгир-Хьаьжи о том, что придут к власти безбожники и принесут много горя людям, уничтожая всех религиозных лидеров и образованных людей. При всём внутреннем неприятии власти большевиков - безбожников, Юсуп-Хаджи находил нужные слова ради того, чтобы уберечь село от разрушения, демонстрировал свою мудрость, свой ясный ум, выдержку и дипломатический талант. Как учёный-алим он знал, что кадий в ответе перед ВСЕВЫШНИМ за усердие в сохранении села и его жителей. Все эти сложные годы молла Юсуп-Хаджи достойно исполнил свой священный долг религиозного главы села, уберёг село от разрушения. Также Юсуп-молл спас многие жизни немусульман и имущество жителей слободы крепости Воздвиженской, построенной в 1844 году, разрушив село Чехкар. После изгнания оттуда деникинцев в 1919 году, местные аборигены начали грабить слободу. Юсуп молла своим авторитетным наставлением кадия о харамности кражи чужого имущества и у не мусульман, остановил грабеж, дав русским жителям возможность уехать живыми со своим имуществом. Юсуп был праведным кадием, мудрым и справедливым во всём и ко всем. Да будет доволен им Всевышний Аллах1! В подтверждение высокой степени учёности Юсуп-Хаджи атагинского читателю достаточно привести 2 факта. 1.Юсуп изучал исламские науки у своего деда Назир-молли, у своего отца Башир-молли, а также у Соип-Моллы Гойсумова из Шали (1827-1932). Через несколько лет на одном из собраний улемов Соип-молла, положив руку на плечо своего бывшего ученика, оценил глубину его знаний словами: «Юсуп, 1илман х1орд бу-кха хьо!» («Юсуп, ты само море науки!»). Это слова признания высокого успеха своего бывшего ученика. 2.Изновр-молла (1881-1974) из горного села Большие Варанды был известный учёный-алим. Он получал своё образование поначалу у своего деда и отца, затем и у Шейха Юсуп-Хаджи из Кошкельды, находясь рядом с ним около 10 лет. Шейх Юсуп-Хаджи Байбатыров после того, как большевики в Чечне победили, предвидя большие беды от власти безбожников, эмигрировал в Турцию в 1919 году со своим сыном Алаудином. Изновр своего Устаза провожал до Батуми, откуда на пароходе уезжали эмигранты. Устаз своему мюриду Изновру сделал наставление вернуться на родину и завершить образование в селе Старые Атаги у Юсуп-Хаджи. Об этом факте я сам узнал, когда прочитал в фейсбуке рассказ Джамбекова Овхьада о судьбе Изновр-Муллы. Уже в 80 летнем почтенном возрасте, в 1962 году, приехавший в Старые Атаги на похороны Ахмада, сына родного брата Шепа1а, Изновра говорил с душевной теплотой, что ему никогда не будет в тягость приезжать в Атаги, бывать в этих дворах, что ему все здесь родное и близкое душе. Это были слова благодарности уважаемого старца за годы обучения в медресе Юсуп-Хаджи. Атагинцы бережно хранят в памяти имена достойных односельчан, делавших честь селу Старые (Большие) Атаги, своими добрыми делами и благими нравами создававшим в чеченском обществе высокое народное звание «Сий долу Атаг1ой». Таких атагинцев в прошлом было много. Долг каждого поколения атагинцев – приумножать славу нашего села, внёсшего в прошлые века самый заметный вклад в духовное, экономическое, культурное развитие чеченского народа. В этом списке Юсуп-молла в ряду самых достойных увековечил себя своими добрыми делами, честным служением людям, благородными поступками. Дом, в котором было его медресе, за годы Советской власти сохранилось. В мои школьные годы в нём была детская библиотека. Благодарные атагинцы отреставрировали дом и пристроили небольшую БАШНЮ. Таким образом увековечили память о Юсуп-Хьажи в камне символом, являющимся гордостью народа НОХЧИ. Памятник архитектуры местного значения «Молл-Юсуп-Хьажи хьуьжар». («Медресе Молл-Юсуп-Хьажи»). Старые Атаги, ул. Х. Нурадилова. Баширов Шепа (1852- 22.12.1937) Текст справки из материалов уголовного дела: «Справка выдана Атагинским с/советом Баширову Шапи в том, что действительно является жителем сел Ст: Атаги Атагинского района. По ..оу имущ. положение средняк. Общественный мулла в Царский время был в судьёй зачто лишался ……. 1930 году что и удостоверяется. Предс с/совета (подпись) Секрет (подпись) ». (Орфография оригинала сохранена). *- взято из воспоминаний Эсамбаевой Аны (в 1983 умерла), двоюродной сестры Молл-Юсупа, (вдова Муц1ула, старшего брата Махмуда, расстрелянного в 1938 году бандитами,), записанных Тапой Имаевым, за что выражаю ему огромную благодарность. Апаев Абуезид. 2017-2021. | |
Хьоьвсина 2041-за | Тидам бар: 0.0/0 |
Массо а т1еаларш 0 ду | |
[29.12.2021] | |
[29.12.2021] | |
[29.12.2021] | |
[25.02.2019] | |
[13.02.2019] | |
Мутушева Мая – первая чеченка-врач |