П1ераскан де, 22.11.2024, 01:10
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Коьрта аг1о » 2011 » Июнь » 14 » Чечня глазами украинца («Вести республики»)
09:18
Чечня глазами украинца («Вести республики»)
Осенью 2010 года к известному чеченскому апитерапевту Лечи Базаеву обратились жители с. Старые Атаги с просьбой помочь в лечении родственника, находящегося, однако, на Украине. Естественно, совершенно неизбежный в таких случаях личный контакт с больным и необходимые процедуры обследования требовали или переезда чеченского эмигранта в Чечню, или поездки Лечи Базаева к нему на Украину. Оба этих варианта событий на тот момент представлялись нереальными. И тогда Л. Базаев обратился за помощью к своему другу и коллеге, украинскому апитерапевту Олексию Пащенко. Такая традиция – предоставление апитерапевтического лечения – давно и прочно существует между пчеловодами-целителями. Олексий Пащенко занялся больным из Чечни и, судя по отзывам родственников, последнего, тот получил очень хорошее лечение. А сам О. Пащенко – приглашение от Л. Базаева посетить Чеченскую Республику и погостить здесь некоторое время. Приглашение было принято, Олексий Пащенко в сопровождении украинского журналиста Дмитро Беляева приехал в Грозный, встретил здесь новый 2011 год. Восхищенные пребыванием в ЧР, по возвращении на Украину они поместили в научно-популярном журнале «Чумацкий шлях» большую статью о своих впечатлениях от республики, ее столицы города Грозного, о чеченцах и их быте, обычаях, о новой Чечне, какой она перед ними предстала. Читателям «Вестей республики» наверняка будет интересно познакомиться с этими впечатлениями. Ибо, согласитесь, всегда важно знать, как мы выглядим со стороны, на непредвзятый, объективный, хотя и дружеский взгляд. Итак, предлагаем вам вольный, но максимально приближенный в оригиналу перевод статьи украинских друзей Лечи Базаева – теперь и наших с вами друзей.

Про Чечню написано много. И в основном все – про войну. Чечня… Когда мы слышим это слово, у нас возникают первые ассоциации далеко не мирного содержания. Поэтому советуем вам «посмотреть на эту страну» (так пишут украинские журналисты) с другого боку – глазами лекаря. Известный украинский апитерапевт Олексий Пащенко встретил новый 2011 год у своего коллеги и друга, чеченского народного целителя Лечи Базаева. Кстати, он фактически единственный апитерапевт в Чечне. Олексий Пащенко вернулся в Украину, переполненный впечатлениями от Чечни – новой и неузнаваемой.

Ворота в Азию

Вы никогда не задумывались над тем, что означает слово «Кавказ»? Первую письменную отгадку про Кавказ нашли в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прикованный Прометей» (479 г. до н. э.). А попытки прояснить происхождение этого слова предпринимал еще древнегреческий философ Клеанф, который перевел миф про пастуха по имени Кавказ. Этот пастух имел смелость или неосторожность перегородить дорогу богу Сатурну. Сатурн убил пастуха мечом, а впоследствии «повтыкал» здесь горы. Двести лет тому назад эту же историю пересказал польский граф Ян Потоцкий, а затем – известный французский романист Александр Дюма. Некоторые (исследователи) объясняют происхождение этого слова от скифского «Кроу – касис», что означает «горы под снегом». Однако сами чеченцы уверены, что название Кавказ происходит от названия старинных величественных медных ворот, открывавших дорогу из Европы в Азию. Отметим: в чеченском языке «ков» - это «ворота». При открывании ворота обычно производили характерный звук, по-другому – «аз». Отсюда – словосочетание «Ков-аз», или «Ков» - «Азе» («Ворота в Азию». Эти «Ворота» контролировались чеченцами, и все караваны, идущие через здешние ущелья, проходили через те «ворота».

Горы, гейзеры и речки

Горы поражают своим величием и красотою, а ущелья – глубиной. Когда стоишь над ущельем-бездной, захватывает дух. Высоченные кручи выложены камнем – это особая горная порода. Внизу бурливая река Аргун несет через ущелье чистые воды. Мы доехали вдоль этих мест до границы с Грузией. На всем пути мы осматривали древние памятники – шести- и более этажные башни, которые охраняли входы в ущелье. Сторожевые охранники при башнях жили здесь постоянно. Сами башни были расположены таким образом, чтобы каждая башня была видна из окон-бойниц «соседа». Днем над башнею пускали дым, а на ночь зажигали костер. И это было сигналом о нападении. Тогда же не было ни радио, ни мобильников (это – уточнение украинского журналиста). Интересно, что башни строились без цемента, вместо него между камнями клали мох, который, прорастая, навечно соединял камни. Поражает кристальная чистота питьевой воды, а горячие источники богаты серой. Горячие источники бьют из недр, и они – настоящие гейзеры, а температура в них – до 50 градусов выше нуля. И, хотя температура вокруг была всего +3 - +7, мороза совсем не чувствовалось. Мы вполне могли искупаться в таком водоеме. Рядом же был и небольшой домик, где можно было раздеться и затем полежать в горячей родниковой воде. Здесь целый каскад бассейнов, по-другому – старинных ванн. Вода стекает с уступов ступенями, постепенно охлаждаясь, поэтому температура воды на разных уступах разная.

Первые впечатления

Мы ехали в Чечню автомобилем 26 часов, проехали всего 1890 километров. Из Киева – через Харьков, Ростов-на-Дону, Ставрополь. Люди в Украине и России имеют неизменную предосторожность в отношении целого народа. Нас остерегали: куда вы едете, на что вы идете, ведь там стреляют, идет война, агрессия, террористы и т.д.

За нами ехал еще один целитель из Одессы, так его провожали не иначе как на войну. Однако никакой войны там уже давно нет. Также не видно и следов войны, как и разрушенных жилищ.

Столица республики – город Грозный – встретила нас чистыми широкими улицами и совершенно новыми домами. Тут восстановлены или заново построены целые жилые кварталы, православная церковь, мечети, стадионы, мемориал «Аллея Славы» в честь погибших в «чеченских» войнах. Продолжается строительство делового комплекса «Грозный-Сити» с 20-ти, 25-ти и сорокапятиэтажными зданиями. Территория, еще не полностью реконструированная, отгорожена от посторонних глаз.

После войны в Грозном была построена и самая большая в Европе мечеть. Заслуживает уважения то, что Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров отстроил заново и православную церковь. В центре города мечеть и православная церковь стоят как бы рука об руку, символизируя мир и понимание между мусульманами и христианами.

Здесь чувствуется лояльность и расположенность республиканской власти к России. И это не только на первый взгляд. На центральной площади, на здании городской администрации замечаем портреты Главы республики Рамзана Кадырова, его отца Ахмата Кадырова (в тексте – «его батька Ахмета Кадирова»), которого тероористы подорвали девятого мая 2004 года. Здесь же – портреты российского премьера Владимира Путина и президента России Дмитрия Медведева. Как бы в знак лояльности к власти Российской Федерации проспект им. В. Путина плавно переходит в проспект им. А. Кадырова.

Порядок есть, и он чувствуется во многом. Про войны бурных 90-х годов напоминают лишь военизированные блок-посты на перекрестках больших дорог. Мы свернули на них еще тогда, когда ехали по России, там, где заканчивается Ставропольский край и начинается Ингушетия. Надо сказать, каждый регион России имеет свой блок-пост, который проверяет автомобили. Когда к вашему авто подходят люди с автоматами, возникает впечатление, что ты въезжаешь в край, еще не «вкусивший» мирной жизни.

Чеченская Республика не велика: на 16 тысячах квадратных километров живет 1 267 740 жителей. Это – как одна область Украины. (Для сравнения: площадь Черкасской области – 20,9 тыс. кв. км., а население – 1 315 500 человек. Население города Черкассы – 285 526 человек). Население города Грозный – 250 803 человека. До распада СССР население Грозного было вдвое больше. Другой по численности город ЧР – Урус-Мартан насчитывает 52 399 человек, города Шали, Аргун, Гудермес имеют меньше 50 тысяч.

Где работают

Что касается способа заработать, то здесь существует только два варианта заработка для мужчин: служба в разных охранных (силовых) структурах или строительство. Бывшие нефтеперерабатывающие заводы не работают, ибо были разбомблены. И все предприятия, где ранее работали женщины – консервный завод, перерабатывающие предприятия - также не функционируют. Поэтому женщинам здесь найти работу крайне трудно. Они в основном работают в магазинах, в сфере обслуживания. В историческом музее, однако, нас гостеприимно встретила и совершила с нами экскурсию женщина.

Немного истории

9 января – День Чечни. В этот день в 1957 году было провозглашено восстановление Чечено – Ингушской АССР после ликвидации ее в 1944 г. и выселения народа в Среднюю Азию и Казахстан.

Само название чеченцев – нохчи, «ноахчий – народ Ноха (пророка Ноя), ковчег которого, согласно библейской легенде, остановился на одной из вершин Кавказа – горе Арарат.

Грозный был основан в 20-е годы 18 столетия как грозное фортификационное сооружение. Так начиналась история самобытной чеченской столицы.

В 90-е годы минувшего столетия эта маленькая страна была перепахана оружием и железом. И этому трудно поверить, потому что у чеченцев всегда железа было мало, как мало было и свинца. Однако они уже тогда носили пуленепробиваемые…папахи. В этих папахах застревали круглые свинцовые пули, которые после боя тщательно собирали. Папаху снимали, из нее выковыривали пули и переплавляли под калибр собственного оружия. Таким образом, такая пуленепробиваемая папаха была еще и «пулеуловителем».

Для опровержения мифов о так называемой поддержке чеченцами немецких оккупантов достаточно привести всего три факта из истории Великой Отечественной войны.

Факт первый. По словам самого премьера РФ В. Путина, приблизительно треть защитников Брестской крепости составляли чеченцы. Война дошла до Киева, а Брестская крепость еще не сдавалась. Но до сегодняшнего дня известны лишь имена 222 воинов – защитников крепости. Их имена золотом высечены на плитах памятного мемориала. И среди них – три чеченца: А. А. Лалаев, М. Я. Узуев и С. И. Абдрахманов.

Факт второй. 114-я чечено-ингушская кавалерийская дивизия, сформированная в Грозном еще в 1942 году, в 1945-м первой встретилась с американцами на р. Эльба. И это была чеченская конница, форсировавшая знаменитую реку, а именно, 25-й кавалерийский полк той дивизии. Командир полка подполковник Мовлид Висаитов, чеченец, заслужил за тот подвиг американский орден «Легион чести». Он стал первым красным командиром, удостоенным столь высокой награды и пожавшим руку американскому генералу Боллингу. Тот подарил полковнику Висаитову свой джип, а чеченец Мовлид Висаитов подарил американскому генералу своего коня. Великолепный в своей щедрости жест М. Висаитова заслуживает еще большего внимания, если учесть, что этот конь был в свое время подарен ему, красному кавалеристу и чеченцу, самим советским писателем М. Шолоховым. Орден «Красного Знамени» он заслужил еще летом 1941 года на Западной Украине за то, что уже через месяц после начала войны его полк перешел в наступление. Звание Героя Советского Союза, однако, нашло М. Висаитова лишь в 1990-м году – уже посмертно. Кстати, орден «Легион чести» - награда исключительно высокая и почетная. Когда обладатель ордена входит в помещение, все присутствующие встают, даже сам президент Соединенных Штатов Америки.

Факт третий. Один из троих солдат, которые установили знамя Победы над берлинским рейхстагом, был чеченец. Поименно же они были: украинец киевлянин Олексий Ковальков, белорус минчанин Леонид Горичев и чеченец из Хасав-юрта Абдулхалим Абдрахманов. Они и изображены на знаменитой фотографии Евгения Халдея.

Расположенность к украинцам

В 1933-м году много украинцев из-за голода бежали в Чечню. И чеченцы гостеприимно принимали их в свои семьи. Те беженцы так и остались жить в Чечне. В 1944-м году якобы за поддержку оккупантов чеченцев выселили в Казахстан и Киргизию (операция «Чечевица»). Одновременно с чеченцами выселяли украинцев из Западной Украины. Поэтому, видимо, чеченцы «дюже добро» относятся к украинцам. И это отношение отличается не просто лояльностью и расположением, но и нескрываемой симпатией и любовью, ибо они одинаково пострадали от национального гнета и выселения.

Легендарное кавказское гостеприимство

Из столицы – города Грозного – мы поехали в дом нашего друга в с. Самашки. Отношение чеченцев к гостям действительно поражает. Приезд гостя для них важнее всего. Тем более, если гости – из нашей Украины. Нас принимал в гостях хозяин и наш друг целитель-апитерапевт Леча Базаев. Он уделил нам максимум уважения, сделав все для того, чтобы нам было интересно и полезно пребывание в этих местах – организовал поездки, встречи, чтобы мы увидели и услышали как можно больше о крае и его людях.

А рассказать и показать ему было что: он разработал и осуществил на практике оригинальный метод увеличения периода медосбора, поместив ульи с пчелами в теплицу. Возобновление работы пчел после зимней спячки требует не менее 40 – 45 дней, пока начнется цветение деревьев и трав. Но в то время, когда на иных пасеках пчелиные семьи выращивают личинки и потомство, Леча Базаев проводит полномасштабный медосбор.

Все трое сыновей Л. Базаева продолжают трудовую традицию отца: они занимаются апитерапией. Один уже получил медицинское образование, другой – студент Ростовского медицинского университета (в Чечне нет медицинского университета, есть колледж). У Лечи была задумка еще до войны – открыть семейную клинику апитерапии. Под строительство клиники был отведен и специальный земельный участок. Но война, к сожалению, не дала осуществиться этим мечтам. И все же он верит: настойчивость и преданность избранному делу «перемогут» все трудности, и такая клиника все же будет открыта. Только всему свой час…

О чем надо помнить гостю (небольшой инструктаж)

Приезжая в гости к чеченцам, следует помнить, что в жилье в обуви не входят. Обувь снимают перед входом, как и в мечети. Нарушать обычаи гостеприимства тоже не следует – иначе будешь иметь дело …с козами. Ибо и здесь действует одна интересная традиция. Если гость пришел в гости к чеченцу, но без его ведома пошел ночевать к другому, даже другу того, он наносит вам великую обиду. Чтобы загладить обиду и исчерпать конфликт, нанесший обиду должен подарить другу козу.

Новый год

Наступающий год мы встречали в Грозном. На центральной площади видели необычайно красивую елку, украшенную в мусульманском стиле. Стола, как такового, нет – только много фруктов, овощей, самых разных сладостей. И то шампанское, что мы с собой привезли, ибо мусульмане вина не пьют и им не запасаются. Мусульманский новый год наступает каждый раз на десять дней раньше. В этот раз новый год пришелся на девятое января. И по мусульманскому календарю сейчас не 2011 год, а 1432-й – исчисляемый со дня рождения Пророка Мухаммада (1. с. с.).

Чеченская кухня

Обычной пищей жителей в горах, да и на равнине, является телятина, баранина. У себя в хозяйствах чеченцы держат индюков, курей. Свинофермы в Чечне были еще задолго до войны, в советское время, но эта продукция шла на потребности русского населения или на экспорт. Мусульмане свинины не едят. Однако бараний жир (курдюк) берут с собой в дорогу вместо нашего (украинского) сала. Курдюк очень вкусный – он копченый или просто сушеный.

Повседневная еда – сискал-берам, (чурек и сыр, разбавленный сметаной), различные супы, каши, блинчики, также сыр с маслом. Особенно здесь ценится национальное блюдо жижиг-галнаш (мясо с галушками), готовят его так. Сначала варят мясо, потом в том же бульоне – галушки, к столу подают чесночную приправу. Галушки макают в чесночный соус, а мясо едят отдельно. Готовят также кавказские манты (аналог пельменей, только размером больше и на пару), плов, шашлыки, домашние колбасы.

Не одобряется увлечение вином

Алкогольные напитки, кстати, не продаются в магазинах, и даже пива в основном нет. И если в фильме «Кавказская пленница» показывают любителей тостов и вина, то это все же грузинская традиция, но никак не чеченская. Ни одна религия не одобряет увлечение вином. Кто истинно исповедуют ислам – не пьют. Чеченцы не курят ни трубки, ни кальян. Зато в этом краю много долгожителей, возраст которых перешел за 100 лет. Чеченские веселья значительно разнятся от украинских (нам показали такую видеосъемку). Столы накрывают для мужчин разных возрастов – для молодых, для пожилого возраста, для старейшин. Для женщин – отдельный стол. Но за столом никто не рассиживается, это скорее своеобразный фуршет.

Заключительного и всеобщего танца после застолья также нет. Молодежь стоит в большом кругу, но лишь одна пара танцует лезгинку, а зрители аплодируют. Есть и «управитель», который регулирует смену пар танцовщиков. Танцуют только лезгинку, национальный танец чеченцев, другой музыки мы не слышали и других танцев не видели. И еще поразило то, что лезгинку умеют танцевать даже дети. К примеру, «хлопчик 3 – 4 лет» уже отплясывает лезгинку. Возможно, это врожденное, а может быть, просто и подражание взрослым – старшим братьям и другим родственникам. Но в любом случае, это восхитительно и неподражаемо прекрасно.

Мусульмане глазами христианина

Сравнивая ислам с христианством, хочется выделить несколько особенностей. Во-первых, намаз - обязательная молитва для правоверного мусульманина. Он обязан исполнить намаз пять раз в день. Правоверный мусульманин совершает намаз даже в дороге, подыскивая для этого подходящее – чистое и удобное - место. Намаз требует времени около часа, потому что это обряд не только собственно молитвы, но и физического и духовного очищения. Перед намазом необходимо совершить обязательную процедуру омовения – обмыть лицо, руки до локтей, ноги до щиколоток и т.д. Потом человек садится в специальную позу, «расслабляет хребет» и творит молитву Аллаху.

Во время молитвы в мечетях женщинам отводится место отдельно от мужчин – и это немного непривычно для нас. В двухэтажных мечетях женщинам отводится второй этаж. В мечети соблюдается и такой вековой порядок: молящиеся разделяются по возрасту. Молодежь садится сзади, а ближе к мулле располагаются старейшины. В период уразы и еду, и воду можно принимать лишь после захода солнца. У постящегося мусульманина целый день проходит без еды и питья. Это настраивает человека на воздержанность, мобилизуя его внутренние резервы.

Каждый мусульманин, как и христианин, должен помогать бедным. И это относится не только к бедным родичам, но и соседям или другим бедным семьям. Чеченцы «не выдают гроши» в мечети или церкви для последующей раздачи и на культовые обряды, но адресно помогают нуждающимся семьям. К примеру, тем семьям, в которых человек погиб или пропал на войне. И это – одна из сторон обязательного «закята». Леча Базаев помогает таким семьям бидонами меда.

Родовые «предводители»

Родовые традиции у горцев особенные. Что такое род? Род – это не только близкая родня. Стать членом чеченского рода может и украинец, и россиянин. К примеру, в члены рода могли принять и меня, если бы я высказал такое пожелание. Как правило, только кто-то один является главою рода (старейшиной рода). Когда мы фотографировались, близ «батька» (старейшины) сын не имеет права сидеть, а только стоять. Потому что глава рода (старейшина) – «наиглавнейшая фигура» в доме. Глава рода не выбирается по финансовым признакам или социальному положению, а становится главою по старшинству. «Батька» - это глава большой семьи. Почти все родичи носят одну фамилию, а главою «великого рода» или семейства является старейшина – дед.

Зульфия, Зухра, Гюльчатай...

Уважение женщин к мужчинам в чеченском обществе также поражает. Когда мужчина входит в дом, все женщины встают, даже если они обедают. Притом, за один стол по мусульманскому обычаю женщины с мужчинами не садятся. Однако нельзя сказать, что женщина у чеченцев находится в ограниченном в правах или, более того, в угнетенном положении. Уважение к женщине также проявляется в иных, но повседневных моментах. Надо учесть, любого вида наказание, в том числе убийство или месть не может быть осуществлено в присутствии женщины. Больше того, женщина, кинув платок между враждующими, может прекратить кровопролитие. Что знают, однако, христиане про семейную жизнь мусульман? Скорее, они представляют себе закрытый гарем, как у турецкого султана. В действительности же женщины здесь могут свободно общаться с мужчинами, и не только «со своими», а также сходить в театр, кино. Например, у Лечи Базаева кроме троих сыновей есть еще две дочери. Так они ходили и на обычные здесь народные гулянья (наш коллега-журналист имеет в виду чеченский синкъерам). Таким образом, мы наблюдаем не тот патриархат, когда женщина бесправна и «не видит белого свету». Она всего лишь выполняет требования древних традиций. Женщины также нанимаются на работу и зарабатывают. Хотя, если мужчина может содержать семью, женщина может и не работать, а заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Кстати, в США также очень много домохозяек в собственных семьях у христиан.

Женщины у чеченцев, между прочим, очень скромны. Я не видел здесь ни одной девушки или женщины в джинсовых или иного покроя брюках: здесь это не принято. Тем не менее, на улице женщина не сторонится, т.е., не избегает явно и преднамеренно мужчин. Как правило, они не носят паранджу, хотя мы видели некоторых женщин, которые «прячут облик» за никабом (никаб – платок, который оставляет открытыми лишь глаза). Некоторые девчата и женщины носят хиджаб (одеяние, которое прикрывает волосы, грудь и шею), это достаточно просторное платье до щиколоток, оставляющее открытыми лишь руки до запястий. Про оголенные ноги, пупки и декольте в Чечне можно «геть» (напрочь) забыть. Сколько-нибудь открытыми волосами женщины могут любоваться лишь ее муж, «батька», дети да ближайшие родичи.

«Кавказская пленница», или «Если б я был султан, я б имел трех жен»

Мусульманин может иметь до четырех жен. Хотя официально в государственных органах регистрируют лишь один брак. Для чеченца скорее важно соблюсти закон шариата, а не только светский. На брак обязательно нужно благословение муллы, как правило, такое бракосочетание происходит дома, а не в мечети. Сам обряд брака называется никах.

На заключительные процедуры с семьей невесты идет «попечитель» семьи (или глава рода), он берет с собой мешок сахара, ящик чаю и мешок муки. Это подарок, своего рода маленький калым. Однако «головний викуп» (махр), согласно Корану, принадлежит не семье «дивчины» и не ее роду, а…ей самой. Сумма махра оговаривается еще при «сватовских поручительствах». Это – «кошт на черный день», если жене выпадет разлука с мужем или его смерть. В наше время еще сохраняется обычай похищения девушек. Но оно происходит не просто так. За «просто так» можно получить «по полной программе». Если юноша долго встречался с «дивчиной», и она дала ему согласие на дружбу, то обязана по его просьбе дать и залог – это может быть платок или перстень. Тогда парень уверен, что она будет принадлежать ему. И если после такого события девушка продолжает посещать «веселья», род жениха может приехать (в дом ее родителей) и просто забрать ее. Особой причиной урегулирования сватовства может быть также «великий махр» со стороны жениха. Обычай похищения невесты позволяет выйти замуж младшей сестре, если старшая еще не замужем. С 1996 года в Российской Федерации похищение невесты уже не считается преступлением. По новому Уголовному Кодексу РФ глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», отменена. Хотя похищение невесты не противоречит обычаю горцев, сейчас это приравнивается к разбою, и муфтий Чечни и муллы ведут среди молодежи разъяснительную работу. При похищении девушек «женихов» штрафуют.

Наши мужчины (украинские или российские) могут завидовать мусульманам, когда речь идет о четырех красивых женах. Но для этого недостаточно быть просто мусульманином. Надо еще иметь возможность «богато обеспечить» жен. Сколько бы ни было жен – одна, две, три или четыре – для всех муж должен быть одинаково «добр и расположен». Он может испытывать сильную любовь к одной из них, но открыто демонстрировать это не имеет права. В семейной жизни должно быть равноправие, справедливость и «дружить» требуется со всеми одинаково. Не только чеченец, а всякий мусульманин, имеющий более одной жены, должен «разуметь», что на нем лежит «великая» ответственность. Если даже мужчина - мусульманин «располагает здоровьем и финансами», ему запрещено «ходить налево». Он может взять вторую, третью, четвертую «женку» (но не более).

Эпилог

…Назад мы ехали поездом. Те же двадцать шесть часов. Однако перед этим мы проехали автомобилем до Пятигорска (Россия). Прямого поезда через Чечню нет. Железная дорога разбита войной. Когда-то был рейс Киев – Баку, он проходил через Чечню. Повоевать можно «без розума» и «запросто». Куда сложнее – и важнее для народа – наладить утраченные связи, залечить душевные раны и постараться понять одному другого.

Конечно, понять друг друга – чеченцам и россиянам, чеченцам понять себя – это важнее всего. Важно для полноценной жизни, для душевного спокойствия, ради будущего наших детей, ради благополучной судьбы наших родителей, братьев, сестер и – наших невест. И об этом нам еще напоминают друзья Лечи Базаева - наши друзья и коллеги из Украины.

Абдулвахид Катаев №85, 17 мая 2011 г.


Информационное агентство "Грозный-Информ"

www.grozny-inform.ru

Категори: Юкъара (Общие) | Хьоьвсина: 2111-за | Д1аяздина: isa-muslim



Массо а комментариш: 0 ю
Комментариш декъахошка бен ца язло
[ Д1авазло | Чоьхьавала ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)