Сегодня много говорят о том, что Кавказ покидают русские люди. Нельзя сказать, что этого процесса нет в принципе, но также не стоит придавать ему такой масштаб, которого не существует.
В Грозном были построены десятки нефтеперерабатывающих заводов, на которых трудились тысячи русских: инженеры, операторы, аппаратчики и другие высококвалифицированные специалисты. В Грозном работал один из лучших в мире технических вузов – Грозненский нефтяной институт, выпускником которого, в частности, был академик Миллионщиков. От этого института не осталось камня на камне. В Грозном существовал нефтяной университет, где также в большинстве своем работали русские. От него во время войны тоже не осталось ничего. Это если речь вести о научной интеллигенции. Грозненский ожоговый центр был самым крупным во всем Советском Союзе. Теперь его тоже нет.
Естественно, война приводит к жертвам – погибли и русские, и чеченцы, погибли и другие. Но для тех, кто остался в живых, нет ни одного действующего завода, нет рабочих мест. Поэтому эти люди искали на территории России другие населенные пункты, города, где они могли бы работать.
Однако я должен сказать, что, радует это кого-то, или нет, хочет этого кто-то, или нет, сегодня русские возвращаются. Возвращается и молодежь, приезжают даже те люди, которые никогда здесь не жили. Нам пишут письма и молодые журналисты, и другие специалисты, они говорят, мол, я хотел бы работать в Грозном. Этих людей принимают, они работают.
Помимо проблем, порожденных войной – разрушенных домов, выжженной земле, прочих бед и ужасов прошлого, сегодня есть и другие, которых могло бы и не быть.
Если мне ежедневно говорят, что что-то должно произойти в том регионе, где я проживаю, я подумаю как бы быстрее оттуда своих внуков переселить в другой регион. Мы почти каждый день во всех СМИ, с экранов телевизоров слышим, как большие политики, руководители различных фракций заявляют: Кавказ нужно отторгнуть, Кавказ нужно отделить, и так далее.
Какой же здравомыслящий человек, если у него есть возможность, будет строить долговременные планы, связанные с регионом, который собираются отторгнуть. А если отторгнут, этот человек знает, что там тогда будет происходить. И правильно председатель правительства России Владимир Путин в одном из интервью заявил: нужно кое-что отрезать тому, кто предлагает отрезать Северный Кавказ от России.
А я тем людям, которые делают такие заявления, хотел бы напомнить слова Расула Гамзатова. Он как-то сказал: «Дагестан добровольно не входил в Россию и добровольно оттуда не выйдет». Я думаю, эти слова особенно актуальны сегодня.
1 декабря 2011 года.
руководитель информационно-аналитического управления Президента и Правительства Чеченской республики
|