Происхождение нахских племен чеченцев Предисловие Корни нашего народа уходят в глубину тысячилетий, наши предки нахи известны под разными именами, как нахчматияны, дзурдзуки, гаргареи, сираки, аланы, белые гунны и т.д. Следы пребывания чеченцев обнаруживают и связывают с величайшими цивилизациями древности, как шумеры, хурриты, урартийцы, следы и связь обнаруживают в Междуречье, Сирии, у границ Китая, Египта и др. местах. Но для вайнаха нахчо особо волновало отношение к своему роду и славным предкам. Наука, история заняты прошлым племен, народов, цивилизаций. Все религии призывают к изучению своих корней. Чеченские традиции трепетно относяться к своей прошлой истории. Эта маленькая статья лишь попытка осветить наши общие корни и родство родов. Вайнахи осознают себя большой крепкой и единой семьей. В этой теме речь пойдет о племенах вайнахов нахчой, как орстхой, фяппий(вяппий), цхорой, аьккхий. Прародина Лом Акка Орстхой, аьккхий, мержой и цечой являются по сути единым племенем чеченского народа. Представители этих групп проживают практически во всех частях-районах, где присутствуют вайнахский этнос(чеченцы и ингуши): в Ингушетии, Чеченской республике, в Ауховском районе, Грузии. Сами представители этих древних чеченских родов на легендарную чеченскую горную область Акилам/Ломеки (горн. наречие: Лом Аькхе, литературный язык: Аьккхийн Лам) указывают как на свою прародину, помимо чеченских преданий мы видим и подтверждения ученых-историков: "Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой , аккий, мержой и цечой. " Мы все орстхой из Акки ”, – говорят представители этих групп."(1) Этнографы, историки, ученые не имеют общего мнения относительно этнической принадлежности карабулаков, точнее идет обычная борьба среди историков разных национальностей с целью приписать воинственное племя карабулаков-орстхой. Но по их собственным родовым преданиям, еще записанными в последнем и предпоследнем веках, карабулаки считают себя выходцами из Аккинских гор и особо подчеркивают родство с аккинцами(аккинцы горное племя вайнахов), приведем цитату из брошюры «Чеченская Республика»: «Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха(Галанчожский район) или Лам-Аьккхи(авт- обширный район, который еще до половины ⅩⅦ в включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий, и земли влоть до горы Казбек) или местность Балой-Лам и общество Балой (у озера Галанчож). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу». (2) У вайнахов, кроме каменной и письменной истории, была сильна развита устная история- от старшего к младшему. Многие чеченцы помнят досконально родословные, как и своих, так и соседних родов, людей основавших поселения и др. события из прошлой истории чеченцев и ингушей. Часто чеченское старшее поколение(баккхий нах) в своих устных повествованиях упоминает прародину Ломеку(авт - горн. диалекты: Лом Аьккхе, литературный язык: Аьккхийн Лам), хотелось привести в нашей ознакомительной статье отрывок У. Б. Далгата из знаменитой книги «Первобытная религия чеченцев»: «Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... »(3) Чеченское племя балой или люди войны С балойцами связано много легенд у чеченцев, они были непокорными людьми, которые воевали и с русским царем, и с имамом Шамилем, и со своими ближайшими соседями, часто балойцы совершали молниеносные рейды на резиденции кабардинских, кумыкских, калмыкских и др. князей. Историки тоже оставили про них много замечаний, приведем их: «Балой – это народ по р. Фортанге, - говорил мне во время беседы ауховец, житель сел. Бони-юрт. Потом они переселились в Курчалой (Ичкерия)».(4) Балойцев упоминают и наши историки, интересны замечания про них у А. Сулейманова, который общался как с потомками балойцев, так и с потомками тех тайпов, чьи предки контактировали с легендарными балойцами. А. Сулейманов приводит ценную информацию, где приводиться факт сокращения численности балойцев в результате постоянных войн и их образа жизни в главе «Балойн Лам»: В звене Балойн Лам имеются две возвышенности: Боккха-Таш-Корта и Жома-Таш-Корта. По преданию, гора Балойн Лам является прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества «балой», от которых произошли ялхарой, аьккхий и орстхой. Представители этнич. об-ва балой в наши дни проживают в гг. Грозном, Аргуне, Гудермесе, в ее. Пседах, Бердкел, Курчалой, Гелдаген, Цацан-Юрт, Илисханан-Юрт, Ойсхара, а также в Турции (Чардакхе и Стамбуле), Ираке, Иордании и Сирии. Балсур-хи «Балойских войск река» - так называлась в прошлом река Фарта (Марта). Позже этническое имя, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени «балой», вышло из употребления в результате физического ослабления и значительного сокращения численности из-за изнурительных войн.(5) Цхорой(Цхьуоро) Цхорой- это род, который большей частью проживает на территории Ингушетии, около одной трети численности цхорой проживают в Чеченской Республике. Сами цхоройцы считают себя прямыми потомками легендарного чеченского племени орстхой. У. Б. Далгат подтверждает цхоройские предания в историческом труде «Героический эпос чеченцев и ингушей», где по рассказам вайнахов-ингушей(название от с. Ангушт/Онгушт), цхоройцы ведут свое происхождение от орстхойцев переселившихся из поселения Даттыха на место нынешнего поселения Цхоро.(6) Рис. 1 Поселение Цхоре(Цхьоре) Фяппий- стражники крепостей(г❘аппий, вяьппий, вабой, фяьппий), стражники аланских воротв в Лом Акхе Фяппий(вяппий) один из древнейших чечено-ингушских обществ. Они часто употребляються в истории Кавказа и конечно у вайнахов. История фяппинцев(вяппий) богата. Чеченцы их называли эзда нах(оьзда нах), дика нах(хорошие люди, уважаемые люди), т.е. уздени на русском языке. Башенные села фяппинцев(вяппинцев) будет слабым словом назвать места их поселений, это целые укрепления, особенно посление Эрзи. Ларс, Эрзи и др. поселения вызывают восхищение у современников. Особняком стоит, конечно Эрзи, он впечатляет своими грандиозными размерами, это город башен Арзи(Эрзи, Аьрзи- Орел). Только сильный и уважаемый род мог строить такие башни, склепы и замки. Особо известны род оарцхой из общества фяппий(вяппий), они потомки легендарного аккинского наездника Лорсы. Оарцхойцев называют также его именем Лорсан някий. По преданиям, они охраняли Аланские ворота в Лом Аккинском ущелье(Дариал). Но не всегда фяппинцы(вяппий) купались в золоте славы и военной доблести. После монгольского нашествия, а позже завоевания равнинной Чечено-Ингушетии муусльманским полководцем Тамерланом фяппий(вяппий) были заперты в горах. Голод, осада, блокада сделали свое дело. Вассалы-князья со своими дружинами терзали фяппинцев(вяппий), как и всех остальных горцев вайнахов не склонивших голову. Но честь дорога, говорили предки чеченцев. Известно выражение приписываемое фяппинцам, когда потомок пришлого князя пришел с угрозой к фяппинцам, сказав, что если они не признают новую власть малокабардинских князей их ждет унижение, на это старейшана фяппинцев ответил:" Мы не рабы лезущие в князья, убить раненного волка смелости не надо, нам честь дорога, мы потомки великих людей, мы всегда жили свободно и умрем свободно." Известными фяппинцами(вяппий) были братья Ших мирза Аккинский и Салтан мирза(7), не менее известен был их умный отец Ушурма. До нас дошло предание о знаменитом строителе башен фяппинце(вяппинце) Янде. Чеченский народ уважал сыновей Ушурмы, когда встал вопрос о освобождении равнины, то Ших Аккинский покинул с отцом Ларс и по решению Мехк кхела спустился на равнину Ичкерии и Ауха, где он погиб. Также погиб и его младший брат Салтан мирза, защищавший Дариальское ущелье. Личными врагами братьев были могущественные князья кабардинцев и кумыков. Свое родство и происхождение фяппинцы по их преданиям введут от аккинцев(8), и орстхой(9), об этом упоминают Р. С. Плиев, Ч.Ахриевым, Л. Ильясовым и др. Кто был этим легендарным дзурдзуком-нахчо воитель Арштхо? Чечено-ингушские предания описывают его человеком бесстрашной смелости, отваги и железного характера. Т.е. все черты людей воспеваемые чеченским народом. Одни описывают его в железных латах с ног до головы, как и коня Арштхо, другие говорят, что он вышел из пещеры в полном вооружении и когда его спросили, кто он, он ответил на языке местного народа: " Я от вас и пришел расширять нашу землю". Присутствуют еще описания Арштхо предке нартов и нарт-орстхой(многие историки и сказители легенд считают нартов, и нарт орстхой одним племенем) как человека невиданной силы и необычно крупных размеров, он был говорят выше самого высокого человека и сильнее чем сорок самых сильных мужчин(местные рассказы жителей Ачхой Мартана, Малгобека, с. Гехи). Сами же орстхой говорили, что он родом из Аккинских гор Чечни. Так, согласно преданиям самих орстхойцев, один из аккинцев по имени Арштхо спустился с родственниками из горного Аьккхи в Бамутское ущелье и от них произошли орстхойцы(10). У.Б.Далгат делает указку на это предание в книге «Героический эпос чеченцев и ингушей». Заслуживает внимание еще одно сведение у У. Б. Далгата в труде «Героический эпос чеченцев и ингушей»(11): «По некоторым историческим сведениям, орстхои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость». Рис. 2 Орстхойцы Тема нашей работы нахские племена. Что означает Нахи, нах, вай-нах, нах-чой? Предки чеченцев и ингушей те общества занимавшие и проживавшие на территориях в древние времена, и в Период Средневековья в районе Галанчож, Дариала(Ломе Акка), называли нахами или вайнахами. Хотя А. Сулейманов разделяет слова нахчи и нах в в книге «Топонимия Чечни», но я склоняюсь к мнению, что эти слова одного ряда и общего происхождения, хотя даже мнения выходцев из тех обществ тоже разные на этот счет.(а) Чтобы читатель был в курсе темы, приведу выдержку А. Сулейманова из «Топонимия Чечни», это в теме микротопонимии аула Тестархой в обществе Нашхой(12): "Нах ловша (Нах ловша); варианты: Нахловзаша, Нахчахазие. Живописное урочище на ю. Хьайбаха. Вероятно, в основу названия легли нах ловзача, что подтверждается сообщениями информаторов. Это - стадион для военных и спортивных игр. Ристалище. Название, как видно, сложилось из двух слов - нах ловзача. По нашему мнению, термины нах и нахчи - не одного ряда. Они имеют разные основы и разные истоки. В основе нах подразумеваются, по всей вероятности, воины, рыцари, мужественные люди. Для облегчения нашей задачи (проникнуть в природу нах) мы возьмем другие термины, на первый взгляд, совершенно посторонние, а на самом деле, по нашему мнению, родственные рассматриваемому термину. Къонах и накъост. Къонах сложился, вероятно, из двух компонентов: къо и нах, где къо - мужчина, гражданин. Слова в том же значении встречаются в наши дни в адыгских языках - къо, в чеберлойском диалекте чеченского языка -къола. Второй компонент - нах в значении люди, воины и т. д. Этот же термин мы встречаем и в дифференцированном виде в тюркских языках кхонакх, он проник и в русский язык как кунак, хотя в чеченском и ингушском языках къонах несет в себе иную нагрузку, чем, скажем, в других языках. Для того чтобы понять природу накъост, нам нужно начать с исходного слова, со слова некъ - дорога, путь. По нашему мнению, некъ также сложился из тех же самых двух компонентов, что и къонах, но они здесь соединились в ином порядке, а именно - нах и къо, т. е. воины и мужчины. Конечный первого компонента - «-х», а также и конечный второго «-о» со временем утратились и оставшиеся на и къ, соединившись, слившись, образовали известный нам всем термин накъ/некъ. Сравните еще с этим описанием у А. Сулейманова в «Топонимии Чечни» микротопонимии аула ВиелагIа(13): Нах ловча (Нох ловча) - пологий склон на западной стороне ВиелагӀа. В топониме «Нах ловча» точно так же, как и в «Нах хазие» в обществе Аьккха, скрыт смысл «Нах ловзача» - специально отведенное место для спортивных и военных игр, «стадион», где тренировались в ловкости, стрельбе, выносливости, мужестве не только юноши, будущие воины, но и старшие. Такие «стадионы» существовали во всех обществах без исключения и носили различные названия: «БӀен ара», «Б1а ловзача», «Нах ловзача», «БӀиелие» и т. д. «Воины состязаются (где)». В продолжении темы, приведем пример поселение аула Нашхой(13) в Аккинском обществе(Галанчожский район Чечни), оно известно людям старшего возраста в Чечне и Ингушетии в связи с тем, что по преданиям здесь родился легендарный предок, объединитель, руководитель, лидер вайнахских племен чеченец, описываемый, как воитель-защитник Тур Пал Нахчо(14), ставший отцом народа нохчой(нахчий, нохчий), как свидетельствует текст Х. Ошаева в книге «Сердце Чечни»: «... чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни ). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Ныне от селения Нашхой Аккинского общества остались лишь руины(в). Но нельзя пройти мимо интересного описания Тур Пала Нахчо в разделе Нашха(«Топонимия Чечни») у А. Сулейманова, где легендарный Тур Пал Нахчо описан как великолепный рыцарь(15), по многим преданиям имя рыцаря Нахчо распространилось на все этнические нахские племена(16). Родоплеменные общества Галанчожского района связаны кровно-родственными узами, при этом имея далеких, но общимих предков. В каждом обществе Галанчожа, как Галай, Нашхой, Аьккха, Мелхист, Ялхара и др. имелись стадионы, для тренировок и военного обучения. Здесь занимались и пожилые, старики, молодежь, а по особым дням и женщины. Военное обучение для предков чеченцев было обязательным и делом чести. Для боевых лошадей были специальные места ипподромы, там все юноши должны были принимать участие в их тренировках. Именно с этими местами связывают свое происхождение коренные вайнахи народа нахчой. Вооружение было у чеченцев превосходным, устные предания описывают к примеру, оарцхойцев(фяппий/вяппий, см. потомки аккинцев и орстхой), как людей носивших по два щита, маленький щит прикреплялся к правому плечу, а левый прикрывал большую часть тела. Даже количество разновидностей боевых щитов предков чеченцев приводят в изумление современных ученых, к примеру А. Сулейманов в разделе /Защитное вооружение вайнахов/ «Топонимия Чечни» отмечает:" Таким образом, мы насчитали в чеченском языке 13 названий боевого щита. Нет языка, в котором присутствовало бы столько вариантов названий боевого щита!"(18) Чеченцы были не только благородными рыцарями воинами, но и прекрасными строителями, их предки описаны щедрыми, гостепримиными людьми, вайнахи отличались врожденными талантами ума, интеллигентностью, дипломатичностью, красноречием, открытым сердцем, готовые придти на помощь любому человеку, чеченцы жертвовали самым ценным, своей жизнью для нуждающегося в спасении. Чеченцы занимают по праву достойное место среди всех народов нашей планеты. Примечания: (1) Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С.151, (2) «Чеченская Республика» (Население, экономика, история). Все о Чечне и ее народе… Грозный, 1995. С.13., (3) (У. Б. Далгат, 1893: 45). Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев» цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год, (4) АИЭ, ф.8, д.27, л.136. Материалы экспедиции 1971 г, (5) «Топонимия Чечни», часть 1-я, А. Сулейманов, с. 42, (6) Далгат У.Б. «Героический эпос чеченцев и ингушей», М. – 1972 г., с.43 (7) Документы о русско-чеченских отношениях XVI-XVII вв. не дают ясной картины о социально-политическом устройстве Чечни. В них упоминаются чеченские феодалы, в том числе Ших-мурза Окоцкий и его брат Салтан-мурза, владелец Ларсова кабака (селения). Но о многих горных обществах говорится как о джамаатах - союзах сельских общин, т.е. как о тукхумах. См.: Русско-чеченские отношения (вторая половина ХУ1-ХУП в.). М., 1997. (8) Научно-историческая статья «Язык история народа», Руслан Султанович Плиев, кандидат филологических наук, (9) Фяппинцы(вяппинцы) указывают на орстхой, как своих предков, как и на аккинцев. «В сказании «Об основании аула Оббоно», записанном Ч.Ахриевым, говорится, что «наши предки(фяппий, вяппий) происходят от орстхоевцев» и что они были славными героями и прославили себя между народами». У.Б.Далгат «Героический эпос чечен-цев и ингушей», М. – 1972 г., с.113; ССКГ, выпуск VIII, 1875 г., с.25-26), (10) У.Б.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей», Москва – 1972 г., с.42 , (11) У.Б.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей», М. – 1972 г., с.113, (12) «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, Нашха(нашхой), микротопонимия аула Тестархой, с. 73-78, (13) «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, Ялхара, микротопонимия аула ВиелагIа, с. 39, (14) «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(ВIовга), с. 46, (15) «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4, (16) «Топонимия Чечни» А. Сулейманов, Нашха (нашхой),с. 62-63, (17) «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4, (18) Раздел "Защитное вооружение вайнахов" в «Топонимии Чечни» А. Сулейманов, с. 673 Замечание: Выражаю огромную благодарность всем, кто помог в составлении статьи и набору рисунков, выражаю благодарность жителям селений Малгобек, Назрань, Бамут, Ачхой Мартан, Гехи, Урус Мартан, Шали, Хасав Юрт. При пересылке ссылаться на автора и дату. Издание переработано. Статья посвящяется моему народу бацбийцам, чеченцам и ингушам. Автор: Лема Центороев, кандидат исторических наук, г. Урус Мартан, 2007 г
|