Еарин де, 21.11.2024, 09:30
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Истори »
» История села


Атагинский кузнец-оружейник Хойди Исраил
Прочитал интереснейшую книгу «Чеченское оружие» замечательного исследователя Исы Асхабова, в котором собран огромный массив информации о чеченских мастерах-кузнецах, изготавливавших с18 века огнестрельное и холодное оружие. Старо-Атагинские мастера производили лучшие на Кавказе сабли, шашки и кинжалы. В книге не нашёл информации о мастере Беширове Хойди и его сыне Исраиле, о которых я слышал ранее.  Была целая династия атагинских мастеров-оружейников (аьчкан пхьераш) Исраиловых из тайпа (рода) Сатто, информация о которых не вошла в первое издание книги.  
Исраил был сыном кузнеца-оружейника Хойда, внуком Бешира, правнуком Ами Итаева. Хойда в самом конце 19 века переселился жить в слободу крепости «Воздвиженская» (Чехкар - г1ала) с женой и дочерями. Там имел свой дом, кузню, в которой Хойда изготавливал и ремонтировал оружие. В село обратно к сыну Исраилу перебрался в 1918 году, когда начались бои за крепость между большевиками и белогвардейцами. Во дворе дома в селе также была кузня, в которой Хойда и его сын Исраил много лет давно занимались кузнечным ремеслом. 
Я ниже излагаю краткий перевод записанного мной в 2010 году рассказа Бакаева Вахи и Сербиева Сайд-Мохьмада (Дуки) о мастере Хойди Исраиле (1840-1939).
«По соседству на нашей улице жил Хойди Исраил из тайпа сатто. Умер в 1939 г. в возрасте около 100 лет. Исраил был известным кузнецом-оружейником (аьчкан пхьар). Он делал кремневые пистолеты, ружья, шашки и кинжалы с двумя канавками (ши ринжа долуш) с лицевой стороны, и одной канавкой с другой, которые называли «куьзга долу шаьлта». Исраил свои сабельные клинки скручивал как пружину и укладывал внутрь в кухонное сито (цаца) круглой формы или кастрюлю, а бывало, что вокруг пояса обвивал, демонстрируя их гибкость и упругость.
В мастерской-кузне Исраила было механическое точило из круглого камня с ременной механической передачей от барабана, лопасти которого вращались водами канала, протекавшего по их двору. От барабана натянутый кожаный ремень вращал камень. На этот камень прикреплялся войлок и им полировали до зеркального блеска кинжалы («Куьзга долу шаьлта» а, «Хойди Исраил шаьлта» а олуш хилла, т1е хьаьжначунна ше сурт гуш хилла, оццул шера шарйеш хилла»). Слава полированных до блеска кинжалов и шашек Исраила разошлась далеко по горам Кавказа. Покупать их приезжали из далеких горных сел Чечни, и даже из Грузии бацбийцы (бацой) и хевсуры. Приезжали кто верхом, кто на лошадиных повозках прямо к нему домой и покупали его клинки. На улице перед их двором очень часто видели подводы, а во дворе верховые лошади гостей-покупателей. Сыновья Исраила во дворе своём сделали электростанцию с водяным приводом, которая давала электрический ток, освещая свой дом и двор. До самой нашей высылки в Казахстан освещала их двор эта электростанция. Очень хорошие мастера были все сыновья, все в отца были, все были кузнецами (аьчка пхьераш)».
От учёного-исследователя Исы Асхабова, автора книги «Чеченское оружие», знаю, что клинки из высококачественной стали, изготавливаемые чеченскими мастерами, грузинские мастера покупали оптом и сами у себя изготавливали накладки на рукояти клинков (обычно из кости), изготавливали ножны-футляры, то есть, доукомплектовывали кинжалы атагинских мастеров. Такое распределение технологических этапов было характерно для тех времён. Это не значит, что не было мастеров по ножнам и рукоятям в самой Чечне. Объяснение тому простое: Грузинские мастера признавали превосходство чеченской стали и боевые преимущества атагинских клинков и потому высоко ценили их качество.
Уточню для неатагинского читателя про сельские водяные каналы рукотворные. С конца 19 века от реки Орга ниже того места, где располагалось «Низовое укрепление» царской крепости «Воздвиженская» (смотрим приложенный ниже «План крепостного укрепления…») атагинцами были прорыты три канала протяженностью более полутора километра, протекающие через всё село по улицам и дворам. В нижнем конце села каналы, соединяясь в один, и до настоящего времени обратно сбрасываются в реку Аргун.
У Исраила и его жены Кесирт было 3 дочери и 6 сыновей: Исмаил, Апти, Ахьмад, Абу-Езид, Абузар, Абу-Муслим. Кесирт (1847-1964) прожила 117 лет, в Атагах её звали Лала, была родом Зумсой из Рошни-Чу. Она была очень мудрой и доброй женщиной.

Старший Исмаил добровольцем в 1914 году вступил в «Дикую Дивизию» и воевал на фронтах Первой Мировой войны. В боях под Парижем был тяжело ранен, долго лечился, так там и остался. После 1957 года родные получили от Исмаила письмо из Франции, в котором сообщал, что он жив, есть жена, дети и с ним все нормально. Позже следы потерялись. Тщетно искали его через телепередачу «Жди меня».
Второй сын - Апти - погиб в «Стодневных боях», которые шли в Грозном в 1918 году с августа по ноябрь. Белогвардейские отряды в 12-тысяч терских казаков во главе с генералом Бичераховым с трех сторон окружили город. Лишь с четвертой - южной - имелась связь с Чечней. Чеченская Красная Армия во главе с Асланбеком Шериповым отстаивала Грозный и выстояла при поддержке боевых отрядов рабочих города.  Но чеченцы заплатили несколькими сотнями павших бойцов. В их числе пал на поле боя и Апти в свои 19 лет, ещё не женатый.
Потомки остальных четырех сыновей Исраила носят фамилию Исраиловы. Все 4 сына владели отцовскими секретами кузнечного мастерства.
Третий сын Ахьмад (1902-1944 в Казахстане от тифа) перенял от Исраила секреты кузнечного мастерства. До высылки ковал орудия труда, ремонтировал холодное оружие, хозяйственную технику. Ремонтировал и огнестрельное оружие. Имел с женой Келимат (умерла 05.04.1996) 3 сыновей: Ваха (1933?-07.09.2006), Айнди (1934?-1984), Сар-Эла (1936? -2004) также владели семейным ремеслом. Ваха работал кузнецом в совхозе «Атагинский», чинил совхозную сельхозтехнику, изготавливал орудия труда.
Четвёртый сын - Абу-Езид (1905-1974, по паспорту - Езид). Учился в медресе Юсупа-Муллы Беширова. Когда в 1926 году Юсуп-Муллу арестовали большевики-атеисты и закрыли медресе, Езид пошел учиться и успешно закончил 7-летнюю школу. Работал в домашней семейной кузне. В Осетии в августе 1938 года успешно закончил «Школу механизации с/х» по специальности «механик МТС». Работал главным механиком МТС в Старых Атагах. Первый комбайн в село он привез тогда в Машино-Тракторную Станцию. МТС обеспечивала техникой 4 колхоза, которые в те годы были организованы в Атагах. В начальные годы Великой Отечественной воны до выселения закончил Ростовский РабФак (инженер-механик). В Казахстане в период ссылки работал в Семипалатинской области «Механиком района», затем инженером. После возвращения из ссылки дипломированный механик работал в 1962- 1966 годах кузнецом совхоза в селе Троицкое в Калмыкии, потом механиком на пищевом комбинате в родном селе. Сын Езида Мохьмад (1945года рождения) также владел кузнечным ремеслом. Во дворе своего дома имел кузню (пхьолг1а), в которой ремонтировал кинжалы и другой инвентарь, инструменты. Кузню в 1995 году пришлось разобрать по требованию российских военных властей в первую античеченскую войну в 1995г.
Пятый сын - Абузар (1908 - 1975). Вдвоем с младшим братом Абу-Муслимом работали на нефтепромыслах в Грозном до ссылки в 1944 году. Они привезли с промыслов динамо-машину, из которой братья с Езидом смастерили во дворе отцовского дома электростанцию с водяным приводом, которая давала электрический ток, освещая свой дом и двор. Эта мини-электростанция работала до самой сталинско-бериевской преступной депортации чеченского народа в феврале 1944 года в Казахстан и Киргизию. Электростанция в сельской местности в те годы было явлением крайне редким. И это свидетельствовало о трудолюбии и природном таланте Исраила и его потомков. Абузар с семьёй (жена и один сын) из Казахстана так и не возвратились жить на Кавказе.
Шестой сын Абу-Муслим (1912-1974) кузнечными навыками овладел тоже с юношеских лет, но работал до самой высылки на нефтепромыслах в Грозном. В Казахстане женился, имел сына и дочь. Семья в 1957 году осталась жить в Казахстане. Езид в 1973 году ездил к ним, перевёз брата с его семьёй в Атаги. Ремонтировал и изготавливал тайком пистолеты, за что был осужден и умер в колонии-поселении в Саратовской области в конце 1974 года Жена его была казашка, поэтому с сыном и дочерью уехала жить обратно в Казахстан.
В советское время после возвращения из Казахстанской ссылки оружейным промыслом не могли открыто заниматься, так как было это вне закона.  Все мастера-самородки из трёх поколений династии Исраиловых были не только кузнецами, владевшими секретами ковки и закалки высокопрочной гибкой стали. Они были для своего времени творчески мыслящими, талантливыми мастерами, механиками с развитым техническим мышлением. В настоящее время кузнечное ремесло в Чечне не востребовано, ушло в историю вместе с последними мастерами.
 (Записано в 2001 году мною со слов Бакаева Вахи (1923-10.12.2019), Сербиева Сайд-Мохьмада (Дука, 1925-16.04.2018) Аллах1-Дала декъала войла Ваха а, Дука а, массо бусалба а.
Я сердечно благодарен Исраилову Магомеду, его сыну Адлану, информация которых позволила мне сделать важные дополнения и уточнения в настоящем очерке).
Абуезид Апаев, 2020.

Приложение: «План крепостного укрепления «ВОЗДВИЖЕНСКОЕ»
Къастар: История села | Д1аяздина: isamuslim (29.12.2021)
Хьоьвсина 1283-за | Тидам бар: 0.0/0



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)