Шоьтан де, 20.04.2024, 02:18
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Коьрта аг1о » 2011 » Февраль » 26 » АККИ - ГОРНАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ, ГРАНИЧАЩАЯ НА ЮГЕ С КЕЙ
16:05
АККИ - ГОРНАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ, ГРАНИЧАЩАЯ НА ЮГЕ С КЕЙ
АККИ - ГОРНАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ, ГРАНИЧАЩАЯ НА ЮГЕ С КЕЙ, на востоке — с Нашхом, на западе —
с Ялхарой, на севере — с районами чеченского общества Орстхой. Когда -то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети. Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие.

Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.

Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.

М.А.Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху - борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».

Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларе, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения - автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился ктукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья, неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.

В XV—XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня — это западные районы Дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-окки» — горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.

После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью.

Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.

Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них — знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи засватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.

Он принялся за работу. Возвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого женихе, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу - башней Дисхи.
К одному из красивейших памятников жигой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.

Над левым берегом речки Акки-хи, нс высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гож, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию. Гож был убит восставшими соплеменниками.

Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.

* Ильясов Л. М. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духов. традиции. — Москва: М.: [Пантори], 2004. — 384 с
Категори: Тхан хьешаша яздо (письма от наших читателей) | Хьоьвсина: 7683-за | Д1аяздина:



Массо а комментариш: 8 ю
1 Уголовный розыск  
Прекрасный сайт.
Хорошая тема. Нашел еще фото к этой теме:

Башенный аккинский город Зенгала(Дзхьен ГIала) в Акке(Чечня)

[IMG]http://s54.radikal.ru/i146/1012/10/dab67f33031e.jpg

не могу залить


2 Юлыш  
В том далеком XVI веке вайнахские родоплеменные различные образования уже консолидировались в ингушскую и чеченскую народности. Но некоторые наши племена оставались от них независящи­ми и самостоятельными. Прежде всего здесь речь идет об аккинцах (и отпочковавшихся от них орстхойцах). Террито­риально и по языку аккинцы были ближе к ингушам (см. труды И. Бларамберга, Н. Яковлева, А. Генко и др.) Иссле­дователь И. Омельченко отмечает:

3 Юлыш  
Иссле­дователь И. Омельченко отмечает:

«Происхождение казаков-горцев, вошедших в состав Терско-Кизлярского войска, неразрывно связано с исто­рией возникновения и заселения города Терки, основан­ного в 1588 году. Одними из первых здесь поселились ин­гуши из племени Акко, известные в русских документах под названием «окончен», основавших так называемую «Оконченскую слободу» (Терское казачество. Владикавказ, 1991, с. 69). По преданиям и письменным источникам где-то в начале XVI века аккинцы двинулись из общества Аьккхий через горную Г1алг1айче (Ингушетию), затем аккинцы (а вместе с ними и часть галгаевцев) «поселились на том мес­те, где теперь обитает Назрановское общество, здесь ока­залось мало места для всех переселенцев, поэтому боль­шая часть их пошла через Малую Чечню на восток», - отмечает Н. Семенов (Сказки, легенды чеченцев. Собраны и переведены Н. Семеновым. Владикавказ, 1882, с. 7). Остав­шаяся их «малая часть» поселилась на местности, близ которой позднее образовались села Валерик и др., о чем разговор особый и не связанный с выдвинутой темой.

В исторических источниках масса свидетельств о том, как аккинцы противостояли равнинным разноплеменным феодалам, при этом, переселяясь с места на место. В те вре­мена началось обособление равнинных аккинцев (ара-аьккхий) от оставшихся на своей горной родине аккинцев (лоам-аьккхий). Ара-аьккхий впоследствии стали сближать­ся с чеченцами.


4 Юлыш  
Вот я тогда не понимаю акки это отдельное племя и ортсхоевцы тоже отдельное племя. Есть предание ортсхоевец-нохчо и ортсхоевец-галга.
Получается что представителей этих племён нельзя отнести ни к чеченцам, ни к ингушам.

5 socializm  
Судя по материальным памятникам и самой истории, в том числе преданий, тептарой аккинцы наиболее древнейшее племя чеченцев, ингушей, бацбийцев, по всем данным видно, что аккинцы стояли именно у истоков во время сложения нахского этноса. Это уникальное племя, удивительно, то что они до сих пор существуют. Обычно древнейший элемент любого народа исчезает, видимо у наших вайнахов он сохранился:

-//// Древнейший аул Нашхой в урочище Горной Акки недалеко от аула Вювга, Чечнем здесь по преданиям и родился легендарный Турпал нахчо.//«Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(Вiовга), с. 46

-//// «... чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни ). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами.// «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4,

-//// “Турпале Нахчуо”, в котором последний представлен как первопредок не только чеченцев, но и ингушей - двенадцать сыновей “Турпала Нахчуо” основали общества, которые стали носить их имена: “Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт” .// Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16.

-//// «Некогда акинцы, вышедшие из Шами, - рассказывается в предании, - обосновались под горой Казбек...// Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974. С. 143

-//// «Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... » (У. Б. Далгат, 1893: 45). Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев» цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год


6 socializm  
-//// «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.

Население Восточной Чечни знает лишь восточных (равнинных) аккинцев, как пограничных с ними жителей. Плоскостные аккинцы в настоящее время населяют шесть селений Ауха(авт- чеченцы называют его: Овхой латт, Нохчи Аьккх, Арар Аьккх, Пан Мохк, самое древнее название считаеться Iавхар мохк) и называют себя аьккхи(й) или орара аьккхи(й), т.е. плоскостные акинцы, тем самым отличая себя от ламаьккхи(й) – горных аккинцев. Таким образом, по народным представлениям, аккинцы более всего сближаются с карабулаками- чеченцами, но имеют свое самоназвание (выделено мной – О.Б.)».// Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 172

-//// «Первыми переселенцами из гор Акхи-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…»// Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 39-40

-//// «Предания чеченцев упоминают трех братьев: Га, Ахо (или Ако) и Шото, которые будто были родоначальниками всего чеченского племени. От трех братьев Ако, Шото и Га образовались три общества: Галгай, Ако и Шото; первое – в верховьях Ассы, второе – в верхвьях Гехи, третье – в верховьях Чанты-Аргуна и Шаро_Аргуна, притоков Сунжи. От этих трех обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселявшихся на восток, север и запад. Все названия – Шото, Акр, Га (Галгай) – были именами предводителей, родоначальников-пришельцев; свое имя они перененосят и на занятую территорию».// (Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972. С.41).

«Основа чеченской народности, по-видимому, была заложена в местах Галанчожского района».// (Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 73).


7 Юлыш  
Спасибо Социализм!
Пока что комментарий №6 отвечает моим наблюдениям!

8 isa-muslim  

Комментариш декъахошка бен ца язло
[ Д1авазло | Чоьхьавала ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)