Еарин де, 14.12.2017, 01:29
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Керла сурт (новая фотография)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)
Коьрта аг1о » 2011 » Февраль » 26 » Аьккхе мохка стенгахь бу вай Нохчийчохь? Область Акка в Чечне, где это?
16:05
Аьккхе мохка стенгахь бу вай Нохчийчохь? Область Акка в Чечне, где это?
Предисловие

Чеченское горное общество Аьккха в Галанчожском районе нельзя отнсить к легендарной Ломе Аьккхе, потому что древняя Ломе Аьккха была большей по территории, он простиралась от Галанчожа до горы Казбек. В Ломе Аькху входил: Цеча Ахке(Цеча Акка), Ваба(Фяппа), Мержа, Галайн мохк, Бегачар(Дарьял), Орстха, Ялхар, Вийлах, Кий и общество Аьккха(общество в районе Галанчож, см. внизу Л. Ильясов), и др. В начале 20 столетия Акка уже состояла из меньшего количества сел: Бийца, Керет, Туэсти, Вауги, Орзми, Кербет, Тушти, Валларг(не путать с равнинным селом Валерик), село Нашхой(не путать с мохком Нашхой), Ердычю, Кежвен, Ами, Дзенгал, Итиргал(кхел) и др.

Аналитическая статья В.П Кобычева :

(1872 год), в котором говорится, что < аккинцы > были христианами – «керестан-аккий». Немногие историки обращают внимание на свидетельства о существовании весьма большой территории Аккинского общества, которая охватывала не только с.Акки с прилегающими аулами и хуторами, но и все Аккинское ущелье, Галанчожскую котловину и даже поселения, расположенные вдоль р.Гехи у места слияния двух ее притоков – р.Акки-хи и р.Осу-хи. Откуда они пришли и пришли ли? Кто они – < аккинцы > с верховьев р.Гехи? Какой бы ответ в будущем не дала история, одно бесспорно: им удалось не только сохранить материальные памятники прошлого на земле, где они жили, но и следовать древним культам и обычаям этой земли. Загадки этих мест притягивают и будут еще долго притягивать к себе не только специалистов и исследователей, путешественников, но и всех, кому интересна история земных цивилизаций.


Л. Ильясов "Тени Вечности", Исторические области Чечни
АЬККХА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ

Акки — горная частьЧечни, граничащая на юге с Кей(дополн. потомки аккинцев), на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой(дополн. потомки аккинцев и орстхой), на севере – с районами чеченского общества Орстхой(дополн. Когда-то область была густо заселена. Руины башенных селений Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.


Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.

Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.

М.А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
Галанчожская Аьккха усыпана боевыми площадками, аренами, где раньше происходили военные турниры молодых и взрослых чеченцев. К тому же в горной Аьккхе после средних веков было налажено производство огнестрельного оружия, а в Кей Мехке производился порох.

Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи/Фяппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения — автор) Салтан-мурза, который был родным братом Ших-мурзы Окоцкого/Аккинского. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев еще в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья, неподалеку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу.
Аккинцы багачаройцы основали совместно с карабулаками в горной Чаберле поселение Багачарой.

В XV—XVI веках часть аккинцев мигрировала на восток под руководством фяппинца из рода оарцхой Шиха Мурзы Аккинского, в Ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» -Ауховский район, которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого Страбоном. Позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья Цеча-ахк, а также пешхой. В результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» - горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах Чечни.

После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью за исключением вяппий с Ингушетии и бацбийцев.

Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.

Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и Терлой, и Майста, славилась своими мастерами. Сохранилась легенда об одном из них — знаменитом строителе башен Дисхи. По дороге в селение Воуги стоит одинокая башня. Местные жители называют ее Дисхи-боу. Говорят, что ее построил мастер Дисхи. В одном из селений Акки Дисхи засватал девушку. Однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. Она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. Дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.

Он принялся за работу. Возвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. И погиб мастер Дисхи. Услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. Так и осталась башня недостроенной. А люди в память о знаменитом мастере назвали ее Дисхи-боу - башней Дисхи.
К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню Мизир-Кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.

Над левым берегом речки Акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня Итир-кале. Ее можно назвать маленькой крепостью. Доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. Стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. Согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал Гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. Он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. По преданию, Гаж был убит восставшими соплеменниками. Аккинцы уничтожали своих соплеменников, если те пытались возвыситься над своими.

Сегодня ущелья Акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. И никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.


Руины селения Ами




Река Гехи



Селение Бици

У истоков реки Гехи



Склеп на горе Мизир-корт



Вечерний пейзаж в Акки

Древние верования чеченцев и ингушей отразились, например, в предании о том, как возникло озеро Галанчож:

Однажды две женщины (мать и дочь) из тукхума акхи(чеч. тайп аккхий) отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом. Дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих женщин в камни. Но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул Галанчож. Тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. Когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. С тех пор озеро галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней.


Чечня. Область Галанчожская Акка. Стелла

Стелла в Горной Чечне в обществе Акка (Галанчожский р.), недалеко от Воувге и Туркале.

Особеннаго вниманія заслуживаетъ одинъ памятникъ, сооруженный недалеко отъ аула Воуги по дорог ѣ, ведущей въ аулъ Туркали. Это двухсаженная узкая каменная плита, которой обращенная къ дорогѣ сторона покрыта разнымн высѣченными изображеніями. На верху виднѣется небольшая человѣческая фигурка безъ ногъ, подъ нею 7 кре-товъ, составленныхъ изъ лепестковъ, еще ниже кружокъ съ двумя концентрическими кружками ипо бокамъ его другіе два кружка съ лапками внизу; еще ниже фигура, подобная шахматной доскѣ, пересѣченная діагоналями; подъ нею два ряда лепестковыхъ крестиковъ, по 4 въ каждомъ ряду; еще ниже два круга въ видѣ колесъ съ изогнутыми спицами (въ одномъ 8, въ другомъ 5 спицъ), подъ ними четыре подковообразныя, но прямоугольныя фигуры и, наконецъ, у самого основанія 3 руки съ растопыренными пальцами.

Горная Чечня, общество Аьккха(Галанчожский р.) в 60-х годах XIX в

Галанчожский р. общество Аьккха в 60-х годах XIX в. Карта храниться в грузинской национальной библиотеке.
Здесь: Аьккха(Галанчожский р.) приводиться как новообразование(новый мохк/марк) от бывшей Ломе Аькхе(Аьккхийн Лам).
В конце XIX в. в свою очередь от области Аьккхи(Галанчожский р.) выделилсь несколько новых мохков-областей: Ялхар, Кий, Виерха(Вийлаг|) и др.

Горная Чечня. Столб в обществе Акка (Галанчожский р.)

Горная Чечня. Вид на горы общества Акка (Галанчожский р.)

Горная Чечня. Общество Акка (Галанчожский р.)

Горная Чечня, общество Акка (Галанчожский р. Чечни). Вид на крепость(г|апп) Вовгу, недалеко села Нашха(Акка), Кауси, Эшка Бердаш.

«Алихан Марзабеков (из селения Фалхан; Валган/Фалхан основан галанчожскими аккинцами во главе с выборным вождем Дударом, на месте Фалхана было поселение галанчожа Гама ) передает, что местные жители считают себя выходцами из селения Аки (Чечня) [выделено мной – О.Б.]. До них в Фалхане жили не ингуши, а потомки какого-то Гама. Первые поселенцы Фалхана вышли из Аки одновременно с Дударовым [Дударов, родоначальник известной осетинской фамилии считается у ингушей выходцем из чечено-ингушского края – прим. автора – Семенов Л.П.]; они двигались верхними тропами, а Дударов нижними. Алихан назвал по имени всех своих предков: 1) Мойсыр Бузи 2) Тейбик 3) Мохажи 4) Токк 5) Дзор 6) Джамурза 7) Бахмет Пачи 9) Эсмурза 10) Той 11) Алихан. Легенду о происхождении фалханцев из Аки мы слышали еще от одного из местных стариков (79 лет); он же сообщил, что жители Бейни(Вейни) – выселенцы из Фалхана ; переселение в Бейни произошло лет 200 назад» (Семенов, 1963:67).
По отцовской линии Дудар родился в башенном селение Акка в области Галанчожской Акки, мать же Дудара была из селения Кий, который лежит тоже в Галанчожской Акке. Тайп Кий пошел от Кия, Кий был потомком Миеда, Миед был сыном Акки Миеда(Аьккхе Медд), отцом Акки Миеда был Акко(Аьккхе), отцом же Акко был Га.

Башенное село аккинцев Бейни(Вейни, с. лежит на территории Р. Ингушетия), основано галанчожскими аккинцами из Валгана(Фалхан) частью выселившимися на место нынешнего Бейни, после 200 лет основаниа Валлгана(Фалхан)

Башенное поселение Валган/Фалхан(Р. Ингушетия), основано галанчожскими аккинцами, здесь сошлись три дружины во главе с аккинцем Дударом. Так же есть фамилия Дударовых из терлой, они породнились с аккинцами Дударовыми, с аккинцами Дударовыми свое родство подчеркивает дишний и чантий.

Развалины Кей-Мохка в обществе Акка(Галанчожский р.)

Кей, Горная Акка 1977 год, Чечня

Иттар Кхаьле,1977 год, общество Акка(Галанчожский р.), ЧЕЧНЯ

Кладбище недалеко от Иттар-Кале, общество Акка(Галанчожский р.), ЧЕЧНЯ

Мазорга,1977 год, общество Акка, башня и склеп аккинца Дысхи. Из этого села вышли все карабулаки-орстхой в Аух в книге А. Сулейманова "Топонимия Чечни" , в Мазорге проживали нашхой и аккинцы. Орстхой, нашхой, аккинцы считают Мазоргу своим общим селом, что в очередной раз подтверждает родство нашего народа и общие предки.

Еще до выселения, этнические чеченцы не выдавали своих дочерей замуж, если представитель рода сватов, не имел своей горы, башни, склепа, этнического происхождения, а сам жених чеченец должен был быть уважаемым человеком в обществе, с заслуженными качествами.
Слово князь с чеченского элий имеет совмем другой смысл, чеченцы словом мы элий обозначали, этим свою автохонность, первичность на данной территории.

СТРОИТЕЛЬ ДИСХИ И ЕГО НЕВЕСТА

Очень давно в горах жил молодой человек по имени Дисхи, который славился искусством строить высокие башни. В одном из аулов Аккинского ущелья Дисхи засватал девицу. Как-то весною, когда легче всего бывает добыть в горах овчинки с молодых овец, попросил Дисхи свою невесту приготовить овчины и сшить ему шубу. Невеста обещала исполнить просьбу жениха, но дело шло у нее очень вяло: уже лето близилось к концу, начинались холодные утренники, а шубы все не было. Поинтересовался жених, исполнено ли его поручение, и к великому огорчению убедился в полном нерадении своей невесты, оказалось, что еще и овчины не были окончательно выделаны. Желая выразить возможно сильнее негодование за такое невнимательное отношение к своей просьбе, Дисхи стал негодовать и, чтобы проучить невесту, сказал, что он сам приготовит все необходимое и построит высокую башню скорее, нежели будет готова шуба. От слов дошло до дела: начал Дисхи готовить камни, а затем скоро приступил и возведению стен. Дабы не ударить в грязь лицом перед невестой и доказать правдивость своих слов, Дисхи, естественно, очень торопился, и работа быстро шла вперед. Вот уже стены закончены, на высоких подмостках навалены каменные плиты; осталось из них свети крышу, как вдруг бревна подмостков обломились под непомерной тяжестью камня и… Дисхи слетел с пятисаженной высоты вместе с материалом, которым и был убит. Прибежала на тревогу невеста и, увидев обезображенный труп своего жениха, бросилась рядом с ним на кинжал и тоже пала мертвой. Погиб знаменитый мастер, и роковая башня поныне называется Дисхи-воу.

Строители башен

Российские исследователи, впервые
столкнувшись с башенной культурой че-
ченцев, были поражены красотой, гармо-
нией, высоким архитектурным уровнем ка-
менных строений. Некоторые из них стали
приписывать их строительство другим на-
родам, якобы более цивилизованным, чем
вайнахи. К тому времени большинство ба-
шен были заброшены, а местные жители
ничего не знали об их строителях, кроме
легенд и преданий, которые чаще всего не
имели ничего общего с действительностью.
А.Ипполитов в «Этнографических
очерках Аргунского округа» пишет о том,
что башни в Аргунском ущелье были по-
строены народом, стоявшим на извест-
ной ступени цивилизации по отношению к
местному населению212.

Почти то же самое утверждает
П.Головинский в статье «Горные чеченцы»,
приписывая строительство башен так на-
зываемым родоначальникам, которые, по
его мнению, основанному на генеалогиче-
ских легендах, были чужеземцами: грузи-
нами, греками, евреями, европейцами213.
Но М.А.Иванов, описывая ущелья
Акки, приводит чеченскую легенду о зна-
менитом строителе башен Дисхи, в честь
которого была названа боевая башня у се-
ления Воуги214.

Разные авторы приписывали стро-
ительство башен неизвестным ныне на-
родам: тиндам, мидам, джелтам. Счита-
лось, что джелтами вайнахи называли
греков. На самом деле джелтами назы-
вали жителей аланского города Джулат,
212 Ипполитов А. Этнографические очерки Аргун-
ского округа // Сб. сведений о кавказских гор-
цах. Тифлис, 1868. Т. I. С 51

Категори: Тхан хьешаша яздо (письма от наших читателей) | Хьоьвсина: 4324-за | Д1аяздина:



Массо а комментариш: 8 ю
1  
Прекрасный сайт.
Хорошая тема. Нашел еще фото к этой теме:

Башенный аккинский город Зенгала(Дзхьен ГIала) в Акке(Чечня)

[IMG]http://s54.radikal.ru/i146/1012/10/dab67f33031e.jpg

не могу залить


2  
В том далеком XVI веке вайнахские родоплеменные различные образования уже консолидировались в ингушскую и чеченскую народности. Но некоторые наши племена оставались от них независящи­ми и самостоятельными. Прежде всего здесь речь идет об аккинцах (и отпочковавшихся от них орстхойцах). Террито­риально и по языку аккинцы были ближе к ингушам (см. труды И. Бларамберга, Н. Яковлева, А. Генко и др.) Иссле­дователь И. Омельченко отмечает:

3  
Иссле­дователь И. Омельченко отмечает:

«Происхождение казаков-горцев, вошедших в состав Терско-Кизлярского войска, неразрывно связано с исто­рией возникновения и заселения города Терки, основан­ного в 1588 году. Одними из первых здесь поселились ин­гуши из племени Акко, известные в русских документах под названием «окончен», основавших так называемую «Оконченскую слободу» (Терское казачество. Владикавказ, 1991, с. 69). По преданиям и письменным источникам где-то в начале XVI века аккинцы двинулись из общества Аьккхий через горную Г1алг1айче (Ингушетию), затем аккинцы (а вместе с ними и часть галгаевцев) «поселились на том мес­те, где теперь обитает Назрановское общество, здесь ока­залось мало места для всех переселенцев, поэтому боль­шая часть их пошла через Малую Чечню на восток», - отмечает Н. Семенов (Сказки, легенды чеченцев. Собраны и переведены Н. Семеновым. Владикавказ, 1882, с. 7). Остав­шаяся их «малая часть» поселилась на местности, близ которой позднее образовались села Валерик и др., о чем разговор особый и не связанный с выдвинутой темой.

В исторических источниках масса свидетельств о том, как аккинцы противостояли равнинным разноплеменным феодалам, при этом, переселяясь с места на место. В те вре­мена началось обособление равнинных аккинцев (ара-аьккхий) от оставшихся на своей горной родине аккинцев (лоам-аьккхий). Ара-аьккхий впоследствии стали сближать­ся с чеченцами.


4  
Вот я тогда не понимаю акки это отдельное племя и ортсхоевцы тоже отдельное племя. Есть предание ортсхоевец-нохчо и ортсхоевец-галга.
Получается что представителей этих племён нельзя отнести ни к чеченцам, ни к ингушам.

5  
Судя по материальным памятникам и самой истории, в том числе преданий, тептарой аккинцы наиболее древнейшее племя чеченцев, ингушей, бацбийцев, по всем данным видно, что аккинцы стояли именно у истоков во время сложения нахского этноса. Это уникальное племя, удивительно, то что они до сих пор существуют. Обычно древнейший элемент любого народа исчезает, видимо у наших вайнахов он сохранился:

-//// Древнейший аул Нашхой в урочище Горной Акки недалеко от аула Вювга, Чечнем здесь по преданиям и родился легендарный Турпал нахчо.//«Топонимия Чечни» А. Сулейманов, 1997, Нальчик: Эль-Фа часть, описание местоположения аула Нашхой в Аккинском обществе, раздел Аьккха, Микротопонимия аула Вювга(Вiовга), с. 46

-//// «... чеченцы есть потомки некоего «Нахчо», жившего в ныне еще существующем(авт- до депортации) селении Нашхой Галанчожского округа (авт- аул Нашхой в Аккинском обществе горной Чечни ). У указанного «Нахчо» было, якобы, 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14 самых крупных родов (тейпов), названных чеченцами чистыми(авт- коренными) тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами.// «Сердце Чечни», Х. Ошаев 1928 г. С. 4,

-//// “Турпале Нахчуо”, в котором последний представлен как первопредок не только чеченцев, но и ингушей - двенадцать сыновей “Турпала Нахчуо” основали общества, которые стали носить их имена: “Ичкери, Аух, Чобирли, Шубухи, Шато, Дзумсо, Кисти, Цори, Галаш, Галгай, Джейрах, Ангушт” .// Пожидаев В. Горцы Северною Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. М.-П., 1926. С.16.

-//// «Некогда акинцы, вышедшие из Шами, - рассказывается в предании, - обосновались под горой Казбек...// Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв. М., 1974. С. 143

-//// «Там, в стороне Баш-лама(Казбек), рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам(авт- груз. Ломеки); там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца... » (У. Б. Далгат, 1893: 45). Б. Далгат в книге «Первобытная религия чеченцев» цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год


6  
-//// «В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев, (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), акинцы – это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость акинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют акинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к акинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые акинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор.

Население Восточной Чечни знает лишь восточных (равнинных) аккинцев, как пограничных с ними жителей. Плоскостные аккинцы в настоящее время населяют шесть селений Ауха(авт- чеченцы называют его: Овхой латт, Нохчи Аьккх, Арар Аьккх, Пан Мохк, самое древнее название считаеться Iавхар мохк) и называют себя аьккхи(й) или орара аьккхи(й), т.е. плоскостные акинцы, тем самым отличая себя от ламаьккхи(й) – горных аккинцев. Таким образом, по народным представлениям, аккинцы более всего сближаются с карабулаками- чеченцами, но имеют свое самоназвание (выделено мной – О.Б.)».// Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 172

-//// «Первыми переселенцами из гор Акхи-Лам (из местности Нашиха) были», говорят они, «части фамилий Парчхой (Пешкой) и Цечой (Цецой)…»// Максимов Е. Чеченцы/ Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. С. 39-40

-//// «Предания чеченцев упоминают трех братьев: Га, Ахо (или Ако) и Шото, которые будто были родоначальниками всего чеченского племени. От трех братьев Ако, Шото и Га образовались три общества: Галгай, Ако и Шото; первое – в верховьях Ассы, второе – в верхвьях Гехи, третье – в верховьях Чанты-Аргуна и Шаро_Аргуна, притоков Сунжи. От этих трех обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселявшихся на восток, север и запад. Все названия – Шото, Акр, Га (Галгай) – были именами предводителей, родоначальников-пришельцев; свое имя они перененосят и на занятую территорию».// (Далгат У. В. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972. С.41).

«Основа чеченской народности, по-видимому, была заложена в местах Галанчожского района».// (Дешериев Ю. Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 73).


7  
Спасибо Социализм!
Пока что комментарий №6 отвечает моим наблюдениям!

8  

Комментариш декъахошка бен ца язло
[ Д1авазло | Чоьхьавала ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)