Еарин де, 25.04.2024, 06:38
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Коьрта аг1о » 2011 » Июнь » 22 » Всем чеченским воинам, павшим на полях Великой Отечественной войны посвящается - 2
08:45
Всем чеченским воинам, павшим на полях Великой Отечественной войны посвящается - 2
Продолжение статьи  (начало см. здесь)

В годы Великой Отечественной войны, как и в годы Русско-турецкой
войны 1877-1878 гг. российская власть опасалась повстанческих движений. Накануне Русско-турецкой войны царские стратеги рассматривали
возможность возникновения взрывоопасных ситуаций на Кавказе и ведения военных действий на два фронта: в тылу и на территории противника.
В 1875-1876 гг. в Чечне и Дагестане действовало несколько турецких агентов из числа кавказских эмигрантов, посланных генерал-губернатором
Эрзерума для подготовки крупного восстания на Кавказе. В 70-е годы XIX
века на территории Терской области действовали турецкие агенты, подстрекавшие к восстаниям и отделению Чечни от России.
Подготовка к восстанию 1877-1878 гг. в горной Чечне началась весной 1876 г. Жители горных сел собирались в лесах на тайные сходки, где
речь шла о непосильных страданиях народа, звучали клятвы не мириться
с установившимися порядками. Последним толчком к восстанию послужили слухи о появившейся возможности в условиях войны ликвидировать
местные органы власти и обрести независимость39. Восстание возглавил
Алибек-Хаджи Алдамов. Многие чеченцы не поддержали восставших в
силу того, что считали такие действия вероломными. Нападать с тыла,
пусть даже на врага, в момент битвы его с третьим лицом считалось нарушением чеченской чести и достоинства мужчины и воина. Подлежало
всеобщему осуждению внезапное, вероломное нападение на противника.
Ислам осуждает войны, которые ведутся ради отмщения, удовлетворения
амбиций. Соблюдение набожности даже в сражении – принцип мусульманского воспитания.
Многие чеченские общества и отдельные лица по несколько раз обращались к начальнику Аргунского округа с просьбой разрешить им арестовать и доставить к нему всех нарушавших порядок, но он на это не давал
согласия. Многие старшины напрямую обращались к начальнику Терскую
область с негодованием: «…зачем допустили Алибека-Хаджи забрать такую силу…взбунтовать всю Ичкерию.…У нас, ведь, ты знаешь, в начале
ничего не было. И сидели бы мы спокойно, если бы тех остановили…»40.
Некоторые чеченские аулы с оружием в руках действовали против мятежников. Немалую роль в том, что восстание не поддержали многие чеченские общества, сыграла не военная, а идеологическая борьба, т.к. большая
часть чеченского духовенства, глубоко знавшая Коран, выступила против
воззваний и действий восставших, за что некоторые из мулл и духовных
лидеров поплатились жизнью. Их заслугой является то, что они до конца
соблюдали ключевые нормы ислама и своими действиями сохранили от
разорения и уничтожения целых районов Чечни.
Предводители восстания оправдывали свои поступки тем, что они
считали себя обязанными пожертвовать личным благом для оказания
помощи своему религиозному главе (имаму), а потому и нарушали заключенный с русскими мир, хотя это и не положено делать по шариату, т.к. договор должен быть священен. Главной задачей они считали не свержение
власти, что также противоречит нормам ислама, а желали только возвратить отнятые у них земли, часть которых была отдана казакам41.
Спустя 65 лет после подавления крупнейшего на Северо-Восточном
Кавказе восстания, повстанческое движение снова возникло в Чечне. Лидеры повстанцев Чечни и Ингушетии Х. Исраилов и М. Шерипов организовывали несколько повстанческих вооруженных групп, действовавших в
труднодоступных горных районах. Х. Исраилов возглавлял Особую партию кавказских братьев (ОПКБ), ставшую своей главной задачей объединение всех повстанцев Северного Кавказа для борьбы против сталинского
режима и провозглашения независимого горского государства. Вместе с
тем, следует подчеркнуть, что как в документах этой партии, так и в своей
конкретной деятельности повстанцы исключали возможность союза с немецкой армией и оккупационными властями в целях свержения советской
власти на Кавказе.
Весной 1942 г. войска НКВД при поддержке авиации провели широкомасштабную военную операцию против повстанцев Х. Исраилова и
М. Шерипова. По некоторым данным, в горах Чечено-Ингушетии после
воздушных бомбардировок было столько жертв среди женщин, детей,
стариков, сколько их бывает обычно у воюющей армии на передовой линии. В некоторых селах Шатоя, Итум-Кале численность убитых жителей
превышала оставшихся в живых. Редкостью здесь было найти человека,
не раненого в ходе воздушной бомбардировки. Показательно, что в те дни,
когда по приказу Сталина имели место эти сражения кадровой армии и сил
НКВД с мирным населением, в Чечне не было немцев42.
Заместитель начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД
СССР Р.А. Руденко, выехав 20 июня 1943 г. в командировку в Чечено-Ингушетию, по возвращению, 15 августа, представил имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорится, в частности,
следующее: «Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин, как
недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы
среди населения, особенно в высокогорных районах, где много аулов и
селений расположены далеко от райцентров; отсутствие агентуры, отсутствие работы с легализованными бандгруппами…, допускаемые перегибы
в проведении чекистско-войсковых операций, выражающиеся в массовых
арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не
имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г.
было убито 213 человек, из них на оперативном учете состояло только 22
человека…».
В суровые годы Гражданской войны советская власть боролась с
бандитизмом на Северо – Восточном Кавказе. Руководство подразделяло
бандитизм на политический, мелко-уголовный и уголовно-бытовой. По
мнению властных структур, в 1925 г. мелко-бытовой бандитизм Горской Республики охватил, главным образом, Сунженский и Владикавказский
округа. В Чеченской Автономной области преобладал, по их мнению, уголовно-бытовой бандитизм. Из действовавших в Чечне банд были известны: банда Пронина, скрывавшаяся в ауле Ачхой и банды Маза Шидаева
и Дуда Исаева44. Из «Отчета штаба округа о ликвидации бандитизма на
территории Чеченской автономной области» (12 сентября 1925 г.) мы узнаем о причинах бандитизма: «…а) значительное обострение земельных
конфликтов на почве запутанности в Чечне аграрного вопроса; б) частый
недород; в) вялость борьбы с бандитизмом; г) наличие в области главарей
и кадров, уцелевших от разгрома прошлых лет (Гречкин – 3 сабли, Могильный – 17 сабель, Обрезов (Дьяков) – 8 сабель, офицер Солнышкин
– 5 сабель»45. Причинами антиправительственных выступлений называли:
крупнейшие ошибки старого партийного руководства области, проводившего совершенно неправильную линию на сплошную коллективизацию,
без учета особенностей и уровня развития национальных областей. Административное насаждение колхозов, попытки коллективизации в горных
районах, неправильное лишение избирательных прав середняка, а в ряде
случаев и бедняка, попытки административного закрытия мечетей46.
Подведем некоторые итоги. Безусловно, в 20-е, 30-е и 40-е гг. XIX в.,
как и в конце 70-х гг. XIX столетия среди чеченцев существовали сепаратистские настроения и при появлении лидеров они выливались в вооруженное сопротивление власти, восстания и другие формы борьбы. Отчаянное недовольство некоторой части местного населения установившимся
правлением толкало его к свержению власти и обретению самостоятельности и независимости. При этом, по возможности, чеченские лидеры старались воспользоваться благоприятными внешними условиями (военным
положением страны) и помощью других государств.
Чеченский народ и его религиозные лидеры в своей основе не одобряли
«нанесения удара в спину» Российскому государству в тяжелый для него
период, т.к. считали такой поступок аморальным и противоречащим чеченским и исламским традициям. Многие чеченцы в годы Русско-турецкой войны (800 чел.), Великой Отечественной войны (более 12 тыс. чел.) встали на
защиту Родины и плечом к плечу сражались с агрессорами. Демонстрируя
такую преданность и честность по отношению к России, еще тяжелее было
принять чеченцам поголовное выселение их в 1944 году в Среднюю Азию,
объявления их врагами Российского государства. Даже если сравнить Чеченский регион с другими районами страны в годы Великой Отечественной
войны, выяснится, что чеченцы не уклонялись от защиты Родины, просто правительство, во главе со Сталиным опасалось их призывать на службу.
Получив такой оскорбительный запрет, чеченцы уходили на фронт добровольцами. В 1944 г., после выселения с исторической родины чеченцев,
ингушей, карачаевцев и другие народы, директивы действующим войскам о
немедленном увольнении военнослужащих этих национальностей в запас и
отправления их с фронта в места депортации не выполнялись по несколько
месяцев. Чеченцы брали себе другие фамилии и имена (часто погибших в
боях товарищей) и продолжали воевать с фашистами47.
В годы Великой Отечественной войны в Грозненской области, по
сравнению с другими регионами было наименьшее число уклонившихся
от службы в Красной Армии. В 1942 г. за уклонение от службы в Красной
Армии в Грозненской области было задержано 180 человек; в Ставропольском крае 185 человек; в Воронежской области 2042 человека. В 1943 г.
задержано уклонистов: Грозненская область – 22 человека, Ставропольский край – 7 238 человек, Воронежская область – 1461 человек. Известна
и статистика дезертирства в самые тяжелые годы Великой Отечественной
войны. В 1943 г. по Грозненской области было задержано 553 дезертира,
по Краснодарскому краю – 6 875 дезертиров. В первой половине 1944 г.
в Грозненской области было задержано 106 дезертиров, в Краснодарском
крае – 4 302 дезертира48.
Целый круг источников по вопросам истории Северного Кавказа в
годы Великой Отечественной войны представляет немало возможностей
для исследователей. В то же время существенная часть материалов по-прежнему не введена в научный оборот. В большей степени исследователям
доступны документы музеев и центральных государственных архивов,
более строгие ограничения действуют в ряде ведомственных и местных
архивов. В незначительной степени введены в научный оборот документы
архивов ФСБ. В ГА РФ ограничен допуск к документам отделов по борьбе с бандитизмом и спецпоселений НКВД СССР. В РГАСПИ выдаче не
подлежат документы, которые содержат сведения о коллаборационистах,
партизанах, военнопленных. Исследовательские возможности историка в
значительной степени определяются имеющимися в его распоряжении источниками. Однако содержание публикаций подвергалось строгой цензуре, они не отражали такие сюжеты, как просчеты советского руководства,
депортации народов, коллаборационизм, дезертирство и другие негативные явления военных лет49.
В конце 80-х – начале 90-х гг. XIX в. были открыты для исследователей многие секретные документы периода Великой Отечественной войны.
Большое количество материалов в периодических и научных изданиях
впервые массово осветили проблемы депортации российских народов.
Жертвам злодеяний были поставлены памятники, народам возвращены
имена их героев. Новое российское государство осудило через правовые
акты сталинские депортации народов и официально реабилитировало их.
Президент РФ В.В. Путин, выступая на первом заседании парламента Чеченской Республики 12 декабря 2005 г. сталинскую депортацию народов
назвал огромной трагедией. Он признал ответственность государства за
эти варварские акции50.
Однако в последнее время под видом открытия архивов и «сенсационных разоблачений» деструктивными силами была проведена преступная
по своей сути информационная операция в отношении оценок депортации
чеченцев, ингушей и других народов и их участии в борьбе с фашизмом в
годы войны. В 2006 г. в «Большой энциклопедии» издательства «ТЕРРА»
была опубликована статья «Чеченская Республика», в которой ничего не
говорится об участии чеченцев в борьбе с фашизмом на фронтах Великой
Отечественной войны, но очень много повествуется о «чеченском бандитизме» и «белом коне с седлом из чистого золота», которого якобы чеченцы приготовили в подарок Гитлеру51. Создатели энциклопедии видимо
вспомнили кавказскую традицию, по которой дорогому гостю принято
было дарить коня. Так, в 1850 г. цесаревичу на Кавказе подарили верховых
лошадей и поднесли искусно сделанное местными мастерами седло. Все
эти подарки горцев были отправлены в Петербург, во Дворец императора52.
В 1965 г. в августовском номере журнала «Октябрь» была напечатана повесть Андрея Губина «Созвездие Ярлыги». А. Губин пишет, что чеченцы
подарили приехавшему на Кавказ Гитлеру великолепного арабского скакуна с дорогим седлом, украшенным золотом. По мнению Губина чеченцы
не только не сражались за Родину, но даже объявили против советской
власти священную войну – газават. Видимо авторы статьи из «Большой
энциклопедии» приняли художественный вымысел повести А.Губина за
документальный источник и на этом основании заявили многомиллионным читателям – «чеченцы ждали Гитлера с белым конем…»53.
В 2002 году в журнале «Молодая гвардия» вышла статья Игоря Васильевича Пыхалова (программиста по образованию) «Северный Кавказ.
Причины депортации 1943-1945 гг.», в которой он делает вывод, что
«Выселение эти народы заслужили полностью…»54. Сами за себя говорят разделы статьи Пыхалова «Злой чечен ползет на берег», «Проблесков
классового самосознания не наблюдается», «Чечня является букетом бандитизма», «Вразумление», «Кавказские орлы третьего рейха», «Массовое
дезертирство», «Бандитизм». В следующем, 2003 г. тот же журнал опубликовал статью И. Пыхалова «Как выселяли чеченцев». Приведем всего
одну цитату из этой статьи: «Итак, с точки зрения формальной законности
кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо более мягкой, чем то, что им полагалось согласно Уголовному Кодексу. Поскольку
в этом случае практически все взрослое население следовало расстрелять
или отправить в лагеря…»55. Последней каплей, переполнившей терпение
чеченцев, стала книга И.В. Пыхалова с названием – вопросом «За что Сталин выселял народы? Сталинские депортации: преступный произвол или
справедливое возмездие?», вышедшая в свет в 2008 году. В данном произведении автором был дан однозначный ответ на все вопросы: «Выселение
эти народы заслужили полностью!»
Оценку содержания «трудов» Пыхалова и личностей пишущих ему в
унисон, нельзя ограничить признанием их с научной точки зрения недостоверными, а в информационном плане лживыми. Лица, недвусмысленно
оправдывающие массовые преступления 60-летней давности и представляющие чеченцев, ингушей и другие репрессированные народы историческими врагами России и русских, совершают действия, носящие отчетливо выраженный противоправный и аморальный характер. Указанные
действия однозначно противоречат Декларации Верховного Совета СССР
от 14 ноября 1989 г.: «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов подвергшихся насильственному переселению, об обеспечении их прав», а также Закону Российской Федерации «О
реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г., не говоря
уже о нарушении положений Закона Российской Федерации «О средствах
массовой информации» от 27 декабря 1991 г.
Одиозные печатные выступления И. Пыхалова и прочих пропагандистов, безусловно, подпадают под действие статьи 282 Уголовного
кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за
действия направленные на возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды, унижения национального достоинства и т.д. При
этом после принятия в 2002 г. Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности» возбуждение национальной, расовой и
религиозной вражды и ненависти относят и к преступлениям экстремистской направленности. Бороться с фальсификацией и искажением
истории можно только с помощью документальных материалов, наглядно демонстрирующих исторические процессы. Чтобы сделать исторические факты достоянием общественности, осуществляется публикация
архивных материалов.
Особым видом сохранения и почитания памяти об участниках Великой Отечественной войны стало в нашей стране составление и издание
поименных Книг Памяти, содержащих краткие персональные данные о
каждом защитнике Родины. К сожалению, исключением из субъектов
Российской Федерации, в которых выходили Книги Памяти, стала бывшая Чечено-Ингушская Республика, вследствие разразившихся на этой
земле драматических событий. Правда, вначале и здесь активно собирался
материал для составления республиканской Книги Памяти, но войны перечеркнули все планы. Между тем выселение чеченцев в Среднюю Азию
во время Великой Отечественной войны, две военные кампании, сокрушительным огненным смерчем пронесшиеся по республике, привели не
только к полной утрате всего собранного документального материала для
создания Книги Памяти, но и к исчезновению подавляющего большинства
(за исключением двух-трех архивов райвоенкоматов) самих источников
комплектования этих материалов в лице военкоматов, государственных и
ведомственных архивов. Министерств, ведомств, музеев и т.д.56.
В годы выселения вайнахов в Среднюю Азию многие документы, в
том числе данные сельсоветов, районных, городских и республиканских
военкоматов, были потеряны или уничтожены 57. В самом начале Чеченской войны были уничтожены в ходе боевых действий практически все
архивные документы. С 16 по 23 февраля 1995 г. в Грозном побывал заместитель руководителя Государственной архивной службы России. Владимир Александрович с горечью отметил, что в результате произошедших
военных столкновений уцелело лишь хранилище площадью 72 кв. м. в
подвале жилого дома в городе Грозном по улице Карагандинской,6. Здесь
хранилось около 90 000 дел спецпереселенцев. А впереди еще были долгие годы войны в Чеченской Республике58.
В послевоенной обстановке, когда началось возрождение республики,
вопрос о создании республиканской Книги Памяти поднимался не раз. Но
каждый раз он откладывался из-за текущих объективных и субъективных
причин. В 2009 г. отдел (научно-исследовательской работы) Архивного
управления Правительства Чеченской Республики за считанные месяцы
собрал материал для Книги Памяти, дабы успеть издать ее к 65-летию
Победы. Благодаря поистине самоотверженному труду руководства Архивного управления ЧР (нач. М.Н. Музаев, перв. зам. нач. Л.Д. Инуркаева)
и сотрудников отдела, которые работали по 9-10 часов в день, часто без выходных, удалось в очень сжатые сроки собрать довольно значительный
материал для составления первого тома Книги Памяти. В эту книгу вошли
данные о 25 тыс. защитниках нашей родины. Из них 12 тыс. – представители чеченского и ингушского народов. В данной Книге Памяти решили
указать персональные данные на всех участников Великой Отечественной
войны, а не только погибших на этой войне. В книге также привели сведения о призывниках и добровольцах из бывшей Чечено-Ингушской АССР
(представителях различных национальностей). Также здесь присутствуют
и материалы, рассказывающие о чеченцах, которые ушли на фронт из других регионов СССР59.
Открывает Книгу Памяти Чеченской Республики рубрика «Герои
Советского Союза». В данном издании представлены 40 Героев Советского Союза с кратким описанием совершенных подвигов (имеются фотографии). Из 40 Героев – 9 человек чеченцы, пятеро из которых погибли в
1943-44 гг. и награждены были посмертно. Выжившие в этой смертельной
схватке с фашизмом получили свои заслуженные награды только спустя
несколько десятилетий: Абдурахманову Канте было присвоено звание Героя Российской Федерации в 1996 г. (умер в 2000 г.), Висаитову Мовлиду
в 1990 г. (скончался в 1986 г.), Узуеву Магомеду в 1996 г. (посмертно),
Умарову Мовлди в 1996 г. (посмертно).
В Книге Памяти представлены 20 районов и город Грозный. Районы в
оглавлении расставлены по алфавиту, открывает книгу Ачхой-Мартановский район. В подборке материалов по районам фамилии расположены
тоже в алфавитном порядке, указаны: год рождения воевавшего в Великой
Отечественной войне, место его рождения, был призван или являлся добровольцем (в каком году ушел на фронт), каким было звание, в каких частях служил, где воевал, когда умер. После указанных сведений представлен разворот чудом сохранившихся фотографий участников войны. Здесь
есть очень редкие коллективные фотографии ветеранов, а также снимки
захоронений: Токказа Берсанова в Польше, Ибрагима Магамадова в Чехословакии, Айнди Лалаева в братской могиле Брестской крепости и др.
Рассмотрим материалы одного из самых немногочисленных районов
ЧИАССР – Шаройского. К настоящему времени в этом районе выявлено
(работа продолжается) – 72 участника Великой Отечественной войны. Документы показывают, что из Шаройского района были призваны в армию в
1939 году 2 человека, в 1940 году – четверо, половина из них были кавалеристами (А.И. Хусаинов воевал в конной армии С. Буденного). В 1941 году
из Шаройского района было призвано в Красную Армию 28 чеченцев. Кахиров А.К. и Бациев И.М., уроженцы селения Химой участвовали в защите
Брестской крепости (Бациев погиб). Их односельчанин Гумакаев Магомед
воевал в составе штафроты на Северном флоте (умер в 1992 г.). Талхадов
М.Т., также из сел. Химой воевал на Северном флоте (рядовой, стрелок).
Уроженец Шаройского района Амир Касумов бился с фашистами в составе
Сталинградского фронта, дошел до Берлина. Достиг логова рейха и Алиев
М.Э. Совсем молодым погиб при форсировании реки Одер Магомедов И.М.
Многие призывники в первые годы войны пропали без вести.
Из Шаройского района на фронт ушли 28 чеченцев. В 1943 г. в Красную Армию были призваны уроженцы селения Химой, один из которых
– Саламов Х.С. пропал без вести. Всего из 72 представителей Шаройского
района пропали без вести – 12 чеченцев; погибли в бою – 3 человека, об
остальных участниках Великой Отечественной войны из Шаройского
района сохранились лишь сведения о происхождении и дате призыва в
Красную Армию (42 человека). Больше всего в этом районе было призвано в армию уроженцев с. Химой – 32 человека. Из фронтовиков Шаройского района самый старший – Гуляев Эбубекир (1902 г.р.) воевать начал
в 40 лет, самый младший – Аслаев Адам (1927 г.р.) ушел на фронт в 1941
году в возрасте 14 лет. По книге «Память. 1941-1945 гг.» можно узнать, что
из фронтовиков Шаройского района было родившихся: в 1902 г. – 1 чел.,
1906 г. – 1 чел., 1907 г. – 1 чел., 1908 г. – 1 чел., 1912 г.– 1 чел., 1913 г. – 4
чел., 1914 г. – 6 чел., 1915 г. – 5 чел., 1916 г. – 4 чел., 1917 г. – 4 чел., 1918
г. – 6 чел., 1919 г. – 5 чел., 1920 г. – 4 чел., 1921 г. – 3 чел., 1922 г. – 6 чел.,
1923 г. – 2 чел., 1924 г. – 1 чел., 1925 г. – 2 чел., 1927 г. – 1 чел.60.
6 мая 2010 г. в большом зале заседания Парламента Чеченской Республики состоялась презентация книги «Память. 1941-1945 гг.». Многие
присутствующие на презентации книги «Память. 1941-1945 гг.» отмечали,
что это чрезвычайно важное событие для чеченского народа и в целом, для
страны, станет рукотворным памятником подвигу чеченцев в великой битве
против фашизма, будет способствовать объединению и сплочению братских
народов, сломит тенденцию фальсификации исторической истины61.
В 2005 году была издана книга «Ингушетия в Великой Отечественной
войне». В ней рассказывается об участии ингушских воинов в обороне
Бреста, Ленинграда, других регионов; повествуется о трудовых свершениях в тылу. Из материалов книги можно узнать о том, что в результате двух
обязательных и одной добровольной мобилизации отправились воевать
более 18 500 человек из числа вайнахов (чеченцев и ингушей). Особый
акцент делается на том, что в феврале 1944 г. были изданы специальные приказы об увольнении ингушей и чеченцев из армии. Многие из них,
чтобы остаться в строю, указывали другую национальность, иногда меняли фамилию. Так и воевали под другими именами до конца Великой
Отечественной войны. В качестве опровержения домыслов о том, что
большинство вайнахов «были предателями» и «ждали немцев» приводится, например факт, что за период, когда в 1942 г. шли ожесточенные бои
за Малгобек, не было зафиксировано ни одного случая предательства или
перехода местных жителей на сторону врага.
Сотрудники Ингушского Государственного Музея краеведения им.
Т. Мальсагова установили, что в годы войны к званию Героя Советского Союза было представлено 46 ингушей, но далеко не все герои имели
возможность получить свои звезды. Причина – они были ингушами и
принадлежали к репрессированному народу. Из 46 ингушей, представленных к званию Героя СССР, удостоены его только четверо, трое из них
– посмертно62.
Кабардино-Балкарская республиканская Книга Памяти состоит из 4-х
книг. Более 60 тыс. сыновей и дочерей Кабардино-Балкарии принимали
участие в Великой Отечественной войне, более 38 тыс. не вернулись с
полей брани63. Трехтомная Книга Памяти Республики Северная Осетия
содержит очень много сведений об осетинах-героях Великой Отечественной войны. В один только 1 том включены поименно 11 386 человек из 5
районов Республики Северная Осетия. Остальные районы и г. Владикавказ включены во 2 и 3 тома республиканской «Книги Памяти»64.
В 2002 г. был издан 4-й том Книги Памяти Республики Адыгея. С
изданием этого тома в основном была завершена работа по увековечиванию Памяти 35 000 военнослужащих и мирных жителей Адыгеи, которые
погибли в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в период других военных конфликтов до ВОВ и после нее. Первоначальным
источником по составлению списков на погибших были архивные дела
районных и городских военкоматов республики. Затем были исследованы
партийные архивы республики и Краснодарского края, городских и районных собесов, загсов и похоронных бюро. Таким образом, были выявлены
имена 30 000 воинов, которые не вернулись с фронта из тех 80 000, что
были призваны в Адыгее65. 23 декабря 2002 г. Кабинетом Министров Республики Адыгея было принято решение № 377 о создании почетной Памятной Книги республики «Победители» с целью увековечения подвига
защитников Отечества из Адыгеи в период Великой Отечественной войны
1941-1945 гг., которые вернулись домой с победой. Была поставлена задача: к 60-летию Великой Победы составить списки примерно на 40 000
участников боевых действий Великой Отечественной войны 1941-1954
гг., а также собрать необходимые сведения о них. В 2005 г. вышел 1-й том
«Победителей», в 2007 г. – 2-й том. В книгах использованы многочисленные документы архивов Министерства Обороны Российской Федерации,
военных комиссариатов Республики Адыгея, партийных и государственных архивов Республики Адыгея и Краснодарского края, книжные и газетные публикации, а также фотографии и другие документы участников
боевых действий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., их родных
и близких66. В Книге Памяти Республики Дагестан «Назовем их поименно» увековечены имена дагестанцев, погибших и пропавших без вести в
годы Великой Отечественной войны67.
Имена погибших и пропавших без вести были опубликованы в Книгах Памяти 19 республик Российской Федерации. До 2005 года только по
Республике Ингушетия и Чеченской Республике не было никаких данных.
Всероссийская Книга Памяти – это уникальное, состоящее из более 900
томов историко-мемориальное издание, содержащее поименные списки
граждан России, погибших (умерших от ран, болезней), пропавших без
вести в ходе боевых действий и при выполнении других задач воинского
долга и служебных задач по защите Отечества68.
Первые Книги Памяти были изданы в 80-х годах по инициативе общественности. Правильнее было бы их назвать списками погибших в этих
регионах. В феврале 1990 г. Правительством РСФСР были приняты первые нормативные документы, определявшие порядок издания Книг Памяти к 50-летию Победы над фашистской Германией. Но только после того,
как были определены организационные структуры, порядок и источники
финансирования, сроки издания Книг Памяти, работа приняла массовый
характер. Начало ей положило постановление Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. № 1004 «Вопросы подготовки и издания Книг Памяти». Оно
вывело проблему на государственный уровень.
Общее руководство подготовкой к изданию Книг Памяти осуществляли Всесоюзная и Всероссийская редколлегии Книг Памяти. Редколлегия Всероссийской Книги Памяти пришла к выводу, что Книги Памяти
должны иметь не только данные о погибших, но и включать предисловие
(введение), воспоминания участников войны, тексты, стихотворения, песни военных лет, фронтовые письма. Редколлегией Всероссийской Книги
Памяти и Методичным центром были выработаны рекомендации по изданию поименной Книги Памяти и направлены во все регионы.
Структура Всероссийской Книги Памяти окончательно определилась
в следующем: она включила поименные Книги Памяти 77 регионов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии) и обзорный том. В зависимости от числа погибших в регионах определялось количество томов
Книги Памяти, подлежавших выпуску. Так, Республика Адыгея готовила
2 тома, Республика Алтай – 4 тома и т.д. К 25 апреля 1995 г. было уже
выпущено 450 томов по 69 регионам. К 1998 г. было издано 770 томов
тиражом более 6 млн. экземпляров69. В соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 26 августа 1995 г. работа получила новый импульс:
были раздвинуты хронологические рамки, публикуются списки погибших
в войне с Финляндией и в период ведения других боевых действий с участием граждан РФ.
К 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне издается «Книга Памяти», которая должна увековечить память обо всех воинах Советской Армии, павших в боях за независимость нашей Родины. С
этой целью Международной ассоциацией фондов мира была разработана
программа «Память народная», одной из задач которой являлась публикация поименных списков военнослужащих, погибших или пропавших
без вести в боях, умерших в госпиталях и концлагерях. Важным аспектом
программы стала консолидация общества в стремлении найти и назвать
поименно героев, в течение полувека считавшихся пропавшими без вести.
Должны были выйти в свет 760 томов по всем регионам России, а также
по бывшим республикам СССР70.
В результате подготовки Книг Памяти в общей сложности по России
было дополнительно выявлено около 4 млн. погибших, более 400 тыс.
без вести пропавших. Установлено также, что около 35 тыс. россиян,
считавшихся погибшими, к счастью, оказались живы. Все это результат
кропотливой работы членов рабочих групп по созданию поименных Книг
Памяти71. Этот новый, создаваемый усилиями историков, архивистов, администраторов и представителей общественности уникальный источник
имеет большое значение для возрождения в значительной мере сегодня
патриотических традиций, для осознания живой связи между различными
народами нашей страны72. «Книга Памяти», содержащая фамилии воевавших и погибших в ходе войны, краткие данные обо всех воинах, наглядно и убедительно свидетельствует о всенародном характере Великой отечественной войны, братском порыве наших граждан, в едином порыве выступивших на борьбу с фашизмом.

Зарема Хасановна ИБРАГИМОВА
кандидат исторических наук (1998 г.) 

Ученый секретарь отдела Центральной Азии и Кавказа
Института Востоковедения РАН;
преподаватель Чеченского государственного университета;
ведущий научный сотрудник лаборатории истории,
этнологии и археологии Комплексного
научно-исследовательского института РАН;
старший научный сотрудник отдела
"История народов Северного Кавказа"
Академии наук Чеченской Республики.
Категори: Тхан хьешаша яздо (письма от наших читателей) | Хьоьвсина: 5155-за | Д1аяздина:



Массо а комментариш: 27 ю
1 Юлыш  
Вот это видно сразу чьи измышления )))

Цитата:

Задержано уклонистов: Грозненская область – 22 человека, Ставропольский край – 7 238 человек, Воронежская область – 1461 человек.

Молодец Иса так держать! Чеченцы - это позитив позитивов)))

p.s. Вот я думаю Ваши предки одобряют когда 40-60 летние женщины и мужчины мутят воду. Думаю, что сгорают от стыда!!!

2 Юлыш  
Отправь статистику Заремы губернатору Старопольского и Краснодарского края! А то у себя в селе только можешь подстрекательством заниматься!!! А потом будете говорить: "Ох почему же мы Чеченцы не вписываемся в Российский социум."

3 isa-muslim  
Цитата:
"Отправь статистику Заремы губернатору Старопольского и Краснодарского края! А то у себя в селе только можешь подстрекательством заниматься!!! А потом будете говорить: "Ох почему же мы Чеченцы не вписываемся в Российский социум."

Почему не вписываемся? Я это понял, когда увидел в социальных сетях поддержку Буданова. О чем говорить с теми, кто насильника считают своим героем? Когда по поводу изнасилования девочки, они говорят "он убил врага".

4 Юлыш  
Ой извини))) Я даже могу ответить за Чеченца:

"Слава Аллаху что я Чеченец и мне нет дела до прогнившей на сквозь России. Я уважаю своих предков и боюсь я только Аллаха".

Так ли это уважаемые Чеченцы???
Ответ: Ты приводишь единичные примеры. А у Буданова - целая армия сочувствующих в социальных сетях.

5 Юлыш  
Ваши уголовники которых выпустил Дудаев тоже много кого порезали под слова Аллаху Акбар. Многие покрывали и сейчас покрывают своих чад которые участвуют в НВФ.
Кадыров говорит что таких выгоняют из сёл. А куда они бегут не в мои ли края???
Ответ: Мы же, со своими уголовниками боремся, участников НВФ преследуют и уничтожают. Смотри часто новости. А подобных Буданову не хотят судить.

6 Юлыш  
Будем говорить о правде жизни??? Я тебе могу гарантировать, что не договоримся!
Ответ: Я давно понял, что именно с тобой, ни о чем не договоришься.
Ты, случайно не с Большого форума? А то, кого-то ты мне напоминаешь...

7 Юлыш  
Единичные примеры? Иса, ты в каком мире живёшь я с 2008 года с ВАЙНАХАМИ или как у ингушей ВЕЙНАХАМИ бок о бок. Таких единичных примеров пол Чечни!
Ответ: И где же ты это "бок о бок" с этими "вейнахами" живешь-то? Ну и зла же в тебе накопилось...
Приезжай в Грозный, поживи здесь чуть чуть, у нас тут не мало руских работают и живут. Да же в самый разгар войны некоторые русские оставались, не выезжали.

8 Юлыш  
Половина из этих уголовников с которыми вы "боретесь" поменяли только место работы с НВФ на официальную в "Народной милиции".

Некоторых русских выгоняли со стловами "Это моя Земля", потом этих же русских принимали назад по "Строгому приказу Кадырова - русских не трогать".

Всё это общим словом называется ФАЛЬШ.

9 Юлыш  
Вернулись я так понимаю либо породнившиеся с Чеченцами либо на перёд знали, что вокруг интелегенты живут! Грозный это же город и есть большая вероятность что в Грозном ещё много Советских по духу людей живёт.

10 isa-muslim  
Юлыш, ты все толкаешь и толкаешь меня не желаемую мною тему. Раз уж так говорить, кто кого выдворял? То еще в самом начале 90-х именно чеченцев, которые много лет работали на животноводческих кошарах Ростовской и других областях, выгоняли из домов со словами "Идите в свою Чечню!".
В период распада СССР был хаос. Безвластие. Преступность чувствовала тогда себя как в своей тарелке по всей бывшей СССР.

И еще.
Будешь вести себя в предь так недружелюбно. Будешь заблокирован.

11 Юлыш  
Это твоё дело блокировать или нет! Твой сайт ты здесь и рулишь! Меня понукать не надо, НЕ КОБЫЛА!!!

12 Юлыш  
***
Ответ: Сообщение удалено как провакационное.

13 Юлыш  
Я скажу тебе редкий Чеченец, который закрепился на другой территории не перетащит к себе всех родственников! Хорошо если семья нормальная, но может быть и обратное...
Меньше Чеченцев за пределами Чечни не стало, а вот русских в Чечне мне кажется поменьше стало... )))
Ответ: У меня родной брат живет в Европе со своей семьей и имеет гражданство. Все остальные члены семьи - здесь, никого он не "перетащил" туда. Была и есть возможность уехать, но не хочу. Не выезжал из Чечни за все военные годы. Домал был, и на работу вышел сразу после боев в Грозном, еще в 2000 году.
А ты, давай, вспоминай все негативное, что ты можешь сказать. Выплескивай из себя всю злобу, а не то, лопнишь.

14 isa-muslim  
"Юлыш" - по татарски ознчает "помогающий в пути". Ты же не татарин?

15 isa-muslim  
Или ты отторгнутый чеченец? Писатель?

16 Юлыш  
Юлыш значит "спутник". Я не татарин. Псевдоним взял после книги "Плачь домбры" Башкирского автора Хакимова.
Юлыш - это герой книги возглавляющий одно из Башкирских племён, всегда говорящий правду, сильный духом и телом, перживающий за народ.

17 isa-muslim  
Не ты написал книгу "Я — чеченец"?

18 Юлыш  
Да нет Иса я не злюсь!!! Просто есть основной вопрос: "До каких пор люди в России будут хитрить друг с другом (ведь знаем друг друга как ОБЛУПЛЕННЫХ)?"
Я вижу хитроватость Кадырова, Медведева, Нурхаджиева, Путина, различных журналистов, аналитиков, глав диаспор, Имамов, Священников и т.д.
Вопрос один куда мы с этой ФАЛЬШЮ и ХИТРОВАТОСТЬЮ придём?

Ведь например твой учитель начиная статьи ДЛЯ внутреннего использования с обиды на РОССИЮ и СССР тоже провокатор. Он оперирует сознанием людей в пределах маленького анклава Старые Атаги (это тоже ХИТРОВАТОСТЬ которая даст очередные всходы через 50-100 лет после очередной смены поколений).

Себя тоже из списка не исключаю.

19 isa-muslim  
Слушай, тогда, ответь мне, пожалуйста, на один вопрос. Правда, я не знаю на него ответ.
Вот характерный слчучай из истории. Таких моментов потом было и после гражданской, и в 40-х годах.
Вот например, Имам Шамил, в 19 веке, вроде поднимал людей на войну против России и царя, а проповедник Кунта-Хаджи, призывал к прекращению войны. Но, в итоге, Кунта-Хаджи был выслан в ссылку, а Шамиль - был комфортно обустроен. Почему так получилось? Так надо было воевать? Не пойму.
В ВОВ, чеченцы тоже воевали за страну, о них и упоменуть не хотят. Когда основное мужское население было на войне, их детей, жен, стариков погловно запихывают в товарные вагоны и в мороз везут в Ближний восток.
Почему об этом нельзя писать?

20 Юлыш  
Да Имам Шамиль поднимал людей! Но в месте с тем пытался построить Имамат и в его государстве были на сколько мне известно Русские слободы где жили вольные люди бежавшие из под крепостного права. И потом Шамиля насколько мне известно предали свои же люди, а когда попал в Центральную Россиию, то понял что везде виной человек и люди так же ущемлены и т.д.

На счёт Кунта-Хаджи к сожалению ничего не знаю кроме того, что он был миротворцем и оставил заповеди после себя. У нас у христиан говорится Блаженны изгнанные за правду и Блаженны чистые сердцем.

Как видишь память о Кунта-Хаджи МИРНАЯ И СПОКОЙНАЯ КАКИМ БЫЛ САМ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК.

Но память о 1944 году вы Чеченцы и Ингуши привращаете в фарс (настоящая память должна быть БЕЗ НАДРЫВА).
ИМЕННО НАДРЫВ с которым вы преподносите память о 1944 и есть ФАЛЬШ.

А теперь ответь мне на вопрос:
"Вот у меня дед тоже побывал в ГУЛАГЕ. Кому мне адресовать НАДРЫВ Сталину который умер??? России где я живу и это моя страна??? Может Грузинам???"

У Чеченцев такой делемы нет, если не к Сталину притензии, значит к России, если к России неудобно значит, к русским (делов на пять копеек).

21 Юлыш  
Ты зря думаешь, что люди глупы и не верят в то, что Чеченцы воевали в ВОВ. В любом фильме СССР про войну есть собирательный образ Кавказца или Якута или Чукчи. И зря ты думаешь, что моего отца или мать не учили, что этот Кавказец в фильме отражает нашу многонациональную страну.

22 Юлыш  
Спасибо за целеуказание "Я-Чеченец". Немного почитал всё как в жизни!

23 isa-muslim  
Цитата:
"Но память о 1944 году вы Чеченцы и Ингуши привращаете в фарс (настоящая память должна быть БЕЗ НАДРЫВА).
ИМЕННО НАДРЫВ с которым вы преподносите память о 1944 и есть ФАЛЬШ."

Наверно тебе кажется. В чем проявляется этот надрыв?

Цитата:
"А теперь ответь мне на вопрос:
"Вот у меня дед тоже побывал в ГУЛАГЕ. Кому мне адресовать НАДРЫВ Сталину который умер??? России где я живу и это моя страна??? Может Грузинам???"

У Чеченцев такой делемы нет, если не к Сталину притензии, значит к России, если к России неудобно значит, к русским (делов на пять копеек)."

Если твой дедушка был жертвой сталинских репрессий, то тут виновны сам Сталин и его окружение. В депортации чеченцев и ингушей я тоже виню их, Сталина с Берием. Но не тебя, Юлыш (и твоего дедушку тоже).

То, что ты думаешь, что чеченцы винят во всех бедах русских, то тут, наверно, ты судишь по себе, который во всех бедах русских людей видишь виновных чеченцев. (Они же "понаехали", они же "взрывают", они же "грабят", только они и есть все наша (русская) беда).

Не хорошо, Юлыш. Вот, говоришь, что ты русский и православный, разве я тебя обвинял в чем-то, хоть ты и постоянно критически относишься ко всем материалам данного сайта. Что бы не добавлялся, ты всеровно находишь только отрицательное. Чувствуя твое вовсе недоброжелательное отношение к чеченцам в твоих речах, я же, всетаки, веду с тобой спокойну переписку. Стараюсь, показать тебе, что у меня (чеченца) к тебе (русскому), нет ненависти. Но ты не хочешь этого видеть.

24 Юлыш  
Иса, я всё вижу и оцениваю тебя конкретно (вижу что у тебя нет ненависти и прочее). Но к сожалению мы стобой разговариваем всегда Тет-А-Тет (кроме тебя я никого на этом сайте не знаю). Пару раз разговаривал Ахьмедом и кем-то ещё.

Цитата:
"То, что ты думаешь, что чеченцы винят во всех бедах русских, то тут, наверно, ты судишь по себе, который во всех бедах русских людей видишь виновных чеченцев. (Они же "понаехали", они же "взрывают", они же "грабят", только они и есть все наша (русская) беда)."

Скажу честно о чеченцах узнал когда первая Чеченская компания началась, до этого на Кавказе знал только Грузию, Армению, Дагестан и Азербайджан.
Поэтому у МЕНЯ КОНКРЕТНО нет оснований винить Чеченцев во всех бедах. И всётаки прослойка населения на Кавказе, которая винит во всех бедах Россию это реальность наших дней, с обратной стороны есть такая же послойка в России.

25 Юлыш  
Кстати опять же Иса мы с тобой можем быть друзьями, а как же все остальные, что будем делать с НИМИ???
Судя по разговору с тобой я понял, что в твоём понимании навести МИР между людьми "ЭТО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ О ЛЮДЯХ".

26 Юлыш  
Надрыв заключается в том, что при написании статей внутреннего использования Вы (Ваши писатели) используют словообороты которые с успехом можно использовать при выступлении на Страсбургском суде. Однако эти статьи предназначаются не для СУДА, а для негодавания внутри РЕСПУБЛИКИ.

Эти статьи не окажут серьёзного влияния на компанейского человека у которого много друзей различной национальности, но окажут серьёзное влияние на тех кто безвылазно живут в ауле или республике.

Вот такой у Вас у Чеченцев НАДРЫВ-ПОДРЫВ относительно событий 1944 года получается.
Ответ: Хорошо, раз кто-то видит в этом угрозу в будущем, буду присматриваться в предь.

27 isa-muslim  
Цитата:
" И всётаки прослойка населения на Кавказе, которая винит во всех бедах Россию это реальность наших дней, с обратной стороны есть такая же послойка в России."

"Кстати опять же Иса мы с тобой можем быть друзьями, а как же все остальные, что будем делать с НИМИ???"

Что поделаешь, всех не перевоспитаешь. начнем с самих себя...

Комментариш декъахошка бен ца язло
[ Д1авазло | Чоьхьавала ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)