П1ераскан де, 22.11.2024, 01:04
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Коьрта аг1о » 2013 » Май » 22 » Путешествие из Грозного в Зоны. Саид Эминов.
09:04
Путешествие из Грозного в Зоны. Саид Эминов.
Путешествие из Грозного в Зоны

Здесь до войны тоже жили.

«Кавказская политика» предлагает совершить экскурсию из столицы Чечни в теснину Аргуна до первого на пути вглубь гор крупного поселения – села Зоны («Зонах» по-чеченски) Шатойского района.


Река Аргун, пробитый ею каньон в горах Чечни – достопримечательность республики.

Вобрав в себя множество горных потоков, к моменту выхода на равнину Аргун становится третьей по значимости, после Терека и Сунжи, водной артерией региона. На ней в ближайшие годы планируется построить каскад гидроэлектростанций, суммарная мощность которых удовлетворит потребности растущей экономики в электроэнергии.

Аргун

Об Аргунском ущелье издревле говорили, как о крае башен. Еще лет 70 назад характерной приметой сотен больших и малых поселений здесь являлись многовековые жилые и боевые башни. Население в полной мере обеспечивало себя мясом, маслом, сыром, шерстью, снабжало ими равнинную местность.

В древности сеть дорог и троп в ущелье являлась ветвью великого Шелкового пути, ведущей в Грузию. Сохранение и изучение памятников истории, материальной культуры горцев – задача Аргунского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

В бывшем учительском доме располагается школа

Сегодня бассейн Аргуна, от выхода реки на равнину и до границы с Грузией – малонаселенная территория. Лишь на старых картах значатся десятки некогда процветавших селений. Горцев, живших здесь, в сталинскую эпоху сначала выселили в Среднюю Азию, а затем запретили им возвращаться к древним очагам своих предков.

Регион сильно пострадал в ходе двух войн на стыке тысячелетий. Для участников боев вход в Аргунское ущелье превратился в «Волчьи ворота», а башни и иные строения – в «инженерные укрепления противника», которые надо разрушить.  Заодно выжигались густые леса на вершинах гор, образующих «ворота».

 

Внизу Аргун

В котловине

Гости столицы Чечни часто жалеют, что не выбрались из города в горы. Приезжие, а кое-кто и из местных жителей даже не подозревают, что город Грозный раскинулся в окружении нескольких хребтов, в образованной ими котловине. По этой причине он плохо «проветривается» и в советские годы сильно страдал от промышленных выбросов в атмосферу.

Выехать из Грозного – значит, что надо на «холм» подняться или в ущелье попасть.

Горячий источник

Ханкальское ущелье начинается в черте города. Через него пролегает дорога в райцентр Шатой. По одну сторону трассы над селом Бердыкел находится гора Сюйр-Корт - «Войск вершина». По другую – вершина Сюйл-Корт. На ней некогда собирался «Совет страны», который выносил важные для всей Чечни решения.

Ущелье через обрамляющий юго-восток города Новогрозненский хребет пробито Аргуном. Затем в очередной паводок река ушла на несколько километров в сторону на восток.

В 1733 году через этот «коридор» во главе 30-тысячного войска пытался прорваться крымский хан Каплан-Гирей, но был наголову разбит.

Двор водолечебницы

В 1853 году по ущелью с оказией из крепости Воздвиженской в Грозный ехал Лев Толстой и едва не попал в плен. Этот случай, по мнению исследователей, стал толчком к написанию повести «Кавказский пленник».

Еще несколько лет назад у дороги в черте поселка Гикало под Сюйл-Корт был виден хорошо сохранившийся железобетонный дот времен Великой Отечественной войны. Готовясь к обороне, Грозный в тот период «ощетинился» множеством таких долговременных огневых укреплений по всему периметру.

Дот «выкорчевали» вместе с блокпостами на дороге Грозный-Шатой после отмены режима КТО в Чечне в 2009 году. Сейчас в окрестностях нет ни одного следа войн.

Ведучи

За ущельем от шоссе ответвляется дорога на село Чечен-аул, по - чеченски Чечана, давшее, по мнению некоторых ученых, имя всему этносу – чеченцы. Широкая пойма Аргуна рядом с Чечен-аулом в советские годы была превращена в танкодром.

На равнине, после пересечения с федеральной трассой «Кавказ», путь выпрямляется, открывается вид на громаду Аргунского ущелья. Полюбоваться, однако, не получается: дорога реконструируется, машину на ней трясет как на испытательном стенде.

Примерно за сотню километров отсюда, высоко в горах, во «владениях» чеченского общества Хачарой строится всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи». Единственная дорога, которая связывает этот будущий туристический рай с остальным миром, пролегает через Аргунское ущелье, и ее сегодня расширяют, начиная с равнинного участка.  Ближе к горам, в районе села Старые Атаги, полотно еще и поднимают гравийной «подушкой». Тяжелой дорожной техники на этом отрезке пути – десятки единиц.

Еще один родник

Шоссе обещает быть широким, удобным. Пока не совсем ясно одно: насколько реконструкция коснется высокогорных участков пути, где часто и двум машинам не разминуться. С одной стороны – бездонная пропасть, с другой – отвесная скальная стена…

Сурковское село

Старые Атаги – старейшее чеченское село, славившееся оружейниками. Восточной окраиной оно «упирается» в русло Аргуна, западной – «перешагивает» за реконструируемую дорогу.  Когда-то в широком поле за ней на народные праздники устраивались торжества, на которые съезжались люди со всей республики. На этих «пирах» искусство танца, будучи уже всемирно известным, не раз демонстрировал Махмуд Эсамбаев – уроженец Старых Атагов.

Здесь до войны тоже жили

В первую четверть прошлого века в этом районе развивались драматические события. Пала, в частности, крепость Воздвиженская, возведенная царскими войсками в 1844 году на месте сожженного чеченского селения Чехкаре.

Аргун южнее Старых Атагов перегорожен плотиной с системой шлюзов. Отсюда в ущелье можно попасть двумя путями: прямо – через селение Чишки, и, свернув налево, – через плотину. За плотиной – три крупных поселения: Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт.

В Чири-Юрте находится отчасти восстановленный после войны цементный завод, имеющий «репутацию» не только крупного промышленного объекта на Северном Кавказе, но и предмета финансовых «разночтений» между ныне покойными Борисом Березовским и Шамилем Басаевым. Первый утверждал, что дал миллионы долларов второму на восстановление Чириюртовского цемзавода, а второй отвечал, что получил деньги в подарок. Как бы то ни было, предприятие тогда осталось лежать в руинах.

Дуба-Юрт – южнее на «пороге» Аргунского ущелья. Село – малая родина ушедшего недавно в отставку вице-премьера Владислава Суркова. Поддерживает ли он связь с родственниками по отцу, живущими в Чечне, точно не знает никто.

Новость последних недель, связанная с Дуба-Юртом,  - предстоящее восстановление местного завода керамики. Потратят на это, по официальным данным, порядка 125 миллионов рублей.

В довоенные годы вся продукция этого предприятия расходилась по миру в виде сувениров.

Кордон

В теснине под Дуба-Юртом Аргун принимает воды своего самого крупного притока – Шаро-Аргуна. На мысе между двумя реками, на горном плато – селение Дачу-Барзой. Напротив, через речную долину, называемую чишкинской котловиной,  - само село Чишки. Через обрыв, у дороги Грозный-Шатой – жилой массив, который в народе поныне именуют Кордоном.

Здесь – в одно время со строительством крепости Воздвиженская – было воздвигнуто укрепление  -  «кордон». Два таких «дозора» были устроены на дороге  и выше по ущелью. В конце этой цепи укреплений, в Шатое в 1858 году царские войска построили каменную крепость. Под нее ушла территория двух уничтоженных поселений чеченцев.

Места, где стояли кордоны на Аргуне, до сих пор сохраняют свои прежние названия: Кордон, Зоны, Караулка.

Зоны. Центральная улица

Во времена СССР под Чишками размещались т.н. «правительственные дачи» – излюбленное место отдыха партийно-советской элиты. У подножия гор находился санаторий для больных костным туберкулезом. В чишкинской котловине повсюду виднелись детские лагеря отдыха. Война не оставила и следа от всех этих объектов.

В эти дни заново строится санаторий. Корпуса его располагаются на выровненной площадке у дороги в ущелье, там, где она, повернув градусов на 90, круто спускается к мосту через Аргун. Судя по внешнему виду новых корпусов санаторного комплекса, здесь скоро отметят новоселье…

  

Кто-то построил дом, кому-то еще предстоит сделать это

Гости из прошлого

В котловине – достаточно широкой речной долине, по рассказам местным жителей, еще недавно раз в неделю устраивался базар.  Кроме того, обращает на себя внимание и то, что здесь параллельно асфальту шоссе тянется «бетонка». Через несколько километров пути она «ныряет» под мост на основной трассе и через второй мост на Аргуне вытягивается на противоположном берегу реки в едва различимую дорожную полосу-ленту. Ведет она к каменоломне, где добывается известковый камень для цементного завода в Чири-Юрте.

Год назад после взрывных работ при строительстве дороги в верховьях Шаро-Аргуна в скалах обнаружили шарообразной формы окаменелости, которые тут же окрестили «яйцами динозавров». Тем временем, сведения о подобных находках в аргунских каменоломнях  содержатся, например, в путеводителе «По Чечено-Ингушетии»,   изданном в 1980 году: «В глыбах здешних известняков (ярышмардинских – авт.) можно обнаружить многочисленные остатки былой жизни. Здесь довольно часто встречаются шаровые окаменелые панцири морских ежей, спирально свернутые раковины аммонитов и других ископаемых животных, живших много миллионов лет тому назад».

Ларек на центральной улице

В Урус-Мартане, в частном музее под открытым небом «Донди-Юрт» хранятся несколько экземпляров окаменелых «пришельцев» из прошлого. В селе Зоны, размыв крутой берег, Аргун «обнажил» древние захоронения, и местные жители увидели, что тела были преданы земле в положении сидя, рядом – предметы быта, украшения из латуни.

В довоенные годы гора-карьер постоянно напоминала о себе и специфическим «ароматом». Запах от сероводородно-радонового источника с зеленовато-голубой водой в русле Аргуна ни с чем нельзя было спутать. Родников в этих местах и сегодня много, но об этом – чуть позже.

 

Ярыш-Марды

Первое поселение сразу за чишкинской котловиной – Ярыш-Марды, под которым «черный араб» Хаттаб в апреле 1996 года напал на колонну 245-го мотострелкового полка российских войск. И года три спустя с дороги был виден подбитый из засады танк, сползший с полотна шоссе над Аргуном.

В селе сквозь зелень плодовых деревьев вдоль шоссе заметны несколько небольших жилых строений. По официальным данным, в 2010 году здесь проживали 49 человек. С тех пор население не увеличилось.  Пока свежа память об устроенной Хаттабом засаде, селу, по всей видимости, не возродиться. Хотя в истории Ярыш-Марды были и другие времена, когда, на зависть соседям, село росло, развивалось…

 

Окраина села

Если, скажем, в соседнем селе Зоны местные жители смогли зажечь первую «лампочку Ильича»  лишь в 1976 году, то у ярышмардинцев свет в домах был и за десятки лет до этого.

  

От детского лагеря отдыха сохранились эти стены

Зоны

Еще года три-четыре назад Аргунское ущелье взору путника открывалось как некая предельно милитаризованная зона. Казалось, все и вся здесь «нашпиговано» блокпостами, секретами, разнокалиберными стволами, выглядывавшими из всевозможных амбразур на склонах гор.

Последнее подразделение федеральных сил из окрестностей села Зоны вывели год назад. «Перебросили в Дагестан», – говорят местные жители.

Зоны с населением в 250-300 человек производит впечатление не просто чистого, а ухоженного поселения. Дорога из Грозного в Шатой делит его на две части. Слева и справа – дома из красного кирпича или камня-плитняка, называемого в народе аргунским, с аккуратными дворами.

Продуктовый магазин на центральной улице

Над вытянувшимся по-над Аргуном в форме эллипса плоским участком земли, занимаемым селом, возвышаются громады гор, поросших лесом. На той, что тянется к небу справа от села, едва различима не дорога даже, а направление, в котором, взбираясь все выше, она вела к селу Малые Варанды, переставшему существовать в начале 90-х годов прошлого века после сильнейших оползней.

От вершины горы вниз, к Аргуну тянется «складка». По этому природному «желобу» больше сотни лет назад спускались вниз отходы серного производства, которое наладил некий богач, русский. По рассказам старожилов, он носил не «славянскую» фамилию Хабилов, и человеком был справедливым, не скупым.

Советы организовали в селе колхоз, а культурой, выращиванием которой следует заниматься, определили табак. Другим предприятием, предоставившим горцам рабочие места, стал лесхоз. Две войны не оставили от этих двух хозяйств ни гвоздя, ни кирпича.

  

Родник южнее села

Воронка

Дом супругов Саламбека и Айзан Улубаевых – на центральной улице. Они – учителя. Саламбек – директор местной школы. Он в начале 2000-х был одним из 5-6 жителей Зоны, вернувшихся в разрушенное село.

«Однажды утром, часов в десять, – рассказывает он, – я вышел на улицу и увидел машину, въезжающую в село со стороны Ярыш-Марды. Что-то меня отвлекло, а через пару секунд, когда я снова взглянул в ту сторону, «Жигуленка» уже не было видно. Я сразу понял, что он въехал в воронку от тяжелой бомбы. Таких воронок на нашей улице много было».

Водитель «Жигулей», как оказалось, ехал этой дорогой в первый раз после войны и не знал, что Зоны можно проехать лишь по переулкам.

Сельская мечеть

Ямы на дороге засыпали оставшимся от разбомбленных домов мусором, гравием. «Грунт» под снующими туда-сюда тяжелыми военными колоннами постоянно проседал.

«Как-то раз случилось так, что перед одним из таких провалов на дороге остановились несколько легковых машин, – говорит Саламбек. – В одной из них был Рамзан Кадыров. Узнав его, наши женщины подошли к нему, попросили помочь с ремонтом дороги. На второй день, с утра у нас работала бригада дорожников».

По словам Улубаева, в Зонах с Кадыровым в тот день был бизнесмен Руслан Байсаров. «Когда я сказал, что работаю директором школы, Байсаров протянул мне деньги: «Здесь 200 тысяч, половину разделите между учителями, вторую – отдайте тем, кому сегодня труднее всего», – вспоминает Саламбек.

Тяжело было всем, но и человеческого облика никто не терял. «Потому только и выстояли», – считает директор.

  

Сельское кладбище

Малокомплетка

В давние годы в Зонах жили человек 600. Летом население увеличивалось почти вдвое за счет детей, отдыхавших в местном пионерлагере, и его персонала. На месте, где некогда резвилась детвора со всего бывшего Союза, сохранились остатки стен одного из разбомбленных корпусов. Поодаль – поросшая травой поляна, где некогда стояло типовое здание сельской школы.

Под школу приспособили бывший учительский дом. В ней – 40 учащихся и 9 учителей, вместе с директором. Года два назад встал вопрос о ее закрытии, как и других малокомплектных образовательных учреждений. Как быть с детьми? Каждый день четырьмя микроавтобусами возить за восемь километров по опасным горным дорогам? Кто гарантирует безопасность?

В интернат? Но его нет. Да и не всякий родитель согласится отправить в него сына или дочь.

Так смотрится село со склона горы

Школу в селе сохранили. Пока. А что завтра?

Проблемы не будет, когда жителей в селе, в том числе детей, станет больше. А возвращаться некуда. Фундаменты – вот что, в лучшем случае, осталось от многих домов.

Правда, село строится. У въезда в Зонах, на склоне горы подвел под крышу небольшой дачного типа дом с мансардой писатель Тауз Исс (Исаев). Через квартал, на этом же склоне – дом, который возводит министр культуры Чечни. Пониже, на центральной улице рядом с мечетью строится здание сельской администрации. На окраине, ближе к Аргуну еще какая-то стройка… Но все это – капля в море…

В Зонах надеются, что село сможет по-настоящему ожить по мере увеличения темпов реализации программы по развитию горных районов, разработанной в республике.

Девушка с кувшином

Визитной карточкой Шатойского района долгое время считалась «девушка с кувшином», из которого она на южной окраине села Зоны поила путников родниковой водой. Образ был воплощен в барельефе на одном из трех родников в окрестностях села. В промежутке между двумя войнами кто-то снес из автомата «голову», затем куда-то исчезло «туловище». Нет сегодня и беседки, которую местные жители построили над пропастью напротив родника.

Девушка с кувшином

Но источник жив и ухожен. От возможного оползня на горе, из которого он бьет, его защищает мощная бетонная стена. «Фасад» ее украшен в национальном стиле, а сам родник «помещен» в грот из камня. Редко кто проезжает здесь, не испробовав живительной влаги из недр чеченской земли.

В другом конце села – горячий минеральный ключ. Он взят в оковы некой конструкцией из стали труб, иначе бы фонтанировал. Рядом – частная водолечебница. Персонал жалуется: вода целебного источника в считаные недели делает непригодными обычные заводские ванны, металлические трубы. Когда-то здесь использовались трубы, «начинку» ванн из стекла. Где их сегодня взять?..

Часть воды, минуя лечебницу, направляется к обрывистому берегу Аргуна. Камни на пути «муж» (так чеченцы называют горячие воды минеральных источников) иссиня-черного цвета.

У горячего источника

По данным лабораторных исследований, вода минеральных источников Аргунского ущелья, кроме обычных компонентов, содержит хлор, бром, йод, барий, стронций, цинк, медь, железо, метаборную и метакремниевую кислоты, радий. В воздух выделяются углекислый газ, сероводород, радон…

Разлом

Горы – словно зверь в засаде. Они не терпят  и не прощают «фамильярности, панибратства». А если, несмотря ни на что, человек попал в коварные «лапы» гор, то ему из них без помощи других людей  просто не выбраться. Отсюда – особенность характера жителей Аргунского ущелья, на протяжении столетий не перестающих ощущать себя «спасателями».  Потому так исстари заведено в Зонах, что его жители по первому сигналу спешат на помощь попавшим в беду. Но помочь удается не всегда и не всем. 

В 1966 году в Шатое и близлежащих селениях произошло землетрясение в семь баллов. Потом, в течение двух месяцев здесь зафиксировали свыше 400 толчков силой до 5 баллов. Геологи объяснили этот «феномен» наличием в этих краях разлома в глубине земной коры.

 

Учителя – супруги Айзан и Саламбек Улубаевы

28 декабря 1973 года, например, недалеко от села сорвался в пропасть маршрутный автобус. Погибли 39 человек. Полуторагодовалый Солт-Ахмат Данаев, которого мать выбросила в окно падающего автобуса, выжил. Ему теперь за сорок, и он живет в родном селе.

В начале 90-х годов прошлого века в Аргун с большой высоты упал турист из Иордании. Он сломал ключицу, повредил руку, но выплыл. Жители Зонах нашли его в теснине ущелья, сидящим на берегу особенно буйного в этом месте Аргуна…

Фундаменты… 

Этот дом строит министр культуры республики 

Этот шест с полумесяцем упорно расстреливали в войну

 

Источник

Категори: Къастийнарш (Избранные) | Хьоьвсина: 2367-за | Д1аяздина: isamuslim | Тегаш: Аргунское ущелье.



Массо а комментариш: 0 ю
Комментариш декъахошка бен ца язло
[ Д1авазло | Чоьхьавала ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)