Коьрта аг1о » 2014»Февраль»6 » Али Полосин: Я лично очень большое удовольствие испытал от Грозного, от того, что там увидел.
09:32
Али Полосин: Я лично очень большое удовольствие испытал от Грозного, от того, что там увидел.
– Али Вячеслав, вы недавно побывали в Чеченской Республике. Расскажите о целях вашей поездки?
– С 13 по 17 января 2014 года я посетил Чеченскую Республику в качестве представителя Фонда поддержки Исламской культуры, науки и образования. Я участвовал в мероприятии, где Фонд выступил соорганизатором, а именно в межрегиональном конкурсе на знание жизнеописания пророка Мухаммада (мир с ним) для слепых мусульман. В нем участвовали команды из Чечни, Дагестана, Астраханской области. Это незрячие люди не теряют стойкости, мужества, активной жизненной позиции и изучают ислам. Я был приятно удивлен: практически не было вопросов, оставшихся без ответа. За редким исключением, были ответы полные и даже исчерпывающие.
В итоге победила дагестанская команда. В ее составе был один молодой, очень образованный в области ислама человек, который, собственно, и давал исчерпывающие ответы на все вопросы, внеся огромный вклад в победу.
– Вы сказали, что это незрячие люди с активной жизненной позицией. В чем проявляется эта активность?
– Мне, например, рассказали, про такой факт: этот парень из Дагестана даже в футбол среди слепых играет хорошо. Есть специальный мячик в мешке, и внутри что-то сыпучее, чтобы при движении звук постоянно шел, и слепые по этому звуку определяют, где мяч находится и куда катится, они его отбивают и забивают голы. Короче говоря, это очень жизнеутверждающее событие, потому что оно вселяет в людей уверенность, социальный оптимизм, и всё это на основе именно религиозных ценностей, ради желания служить своему Создателю, чтобы, несмотря на свой внешний недуг, на инвалидность, быть полезным всему обществу и умме.
– А где проходил конкурс на знание жизнеописания пророка?
– Этот конкурс проходил в здании Российского исламского университета имени Кунта-Хаджи. Сам университет тоже принял участие в конкурсе, устроил обед для участников, предоставил помещение, где по окончании прошел совместный дагестанско-чеченский мавлид. В мероприятии приняли участие наш Фонд, Министерство по делам ислама Кувейта и местная телекомпания «Прямой Путь».
– В каких еще мероприятиях вы приняли участие помимо конкурса?
– Я записался на телевидении в формате интервью, в программах «За чашкой чая», «Добрый вечер Грозный» – всего в пяти передачах. Я записался на ВГТРК и на чеченском телевидении: Грозный-ТВ, Вайнах-ТВ и «Прямой путь».
Еще мы раздавали книги, которые были изданы с участием Фонда, в частности, книгу «Мы и другие» доктора Али Карадаги, которая, кстати, получила сразу же очень хорошие отзывы и имеет большой спрос. Сейчас в Чечне просят уже дополнительный тираж. Раздавали и из старых изданий книгу Усмана Абдурахима «Научное понимание джихада», а также книгу доктора Айдына Али-заде «Божественная и земная власть в исламе».
Затем в педагогическом институте Грозного для молодежи я прочитал лекцию «Общие ценности в исламе и христианстве». Лекция и ответы на вопросы вызвали больший интерес, и книги там тоже раздавали. Вот такая была насыщенная программа.
– А как сейчас строятся отношения между Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования и Духовным управлением мусульман Чеченской республики?
– Как известно, духовное правление мусульман Чечни вышло из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Поэтому сотрудничество может строиться не централизованным путем через координирующую структуру, а напрямую. Второй аспект заключается в том, что Фонд сейчас выстраивает политику с акцентом на проектную деятельность, на финансирование общественнополезных начинаний. Вот, собственно говоря, один из таких проектов – социализация незрячих мусульман – как раз и стал таким полезным и благотворительным начинанием. Поэтому важно было обозначить эту линию, довести до сведения общественности Чеченской Республики эти задачи, и далее уже пригласить к сотрудничеству.
– Вы давно не были в Чечне?
– До этого был больше 2 лет назад. Тогда отмечалось 20-летие Духовного правления мусульман Чеченской Республики. Тоже знаковое событие, учитывая, что его создавал первый президент Ахмат Хаджи Кадыров.
– Отметили ли вы какие-то изменения за эти два года?
– За прошедшие два года изменения там заметны во внешнем облике Грозного, в настроении людей. Появился Грозный-сити с его небоскребами, комфортабельные гостиницы, новые районы. Эта красота придает столичную привлекательность городу, что, безусловно, входит в число достижений главы республики Рамзана Кадырова.
– А каково настроение обычных людей? – Я был на рынке, беседовал в магазинчиках, в отеле, в других местах – все говорят, что благодаря Рамзану Кадырову война окончилась, наконец-то нормальная жизнь начинается. Самое важное, что простые жители занимаются предпринимательством, торговлей, производством. Мир, безопасность, стабильность дают возможность людям расправить плечи и вести нормальную, человеческую жизнь – зарабатывать, иметь жизненные перспективы, создавать семьи, рожать детей. Детей там много, даже самолет Москва-Грозный и обратно весь был полон маленьких детей. Это бросалось в глаза и радовало. Это тоже показатель на самом деле жизненного тонуса республики. Поэтому я лично очень большое удовольствие испытал от Грозного, от того, что там увидел. Дай Аллах, чтобы и дальше так продолжалось!
– На жизнь людям хватает?
– Я был только в Грозном, по столице, наверное, трудно судить обо всей республике. Но в Грозном достаточно высокий уровень жизни. И одеваются люди хорошо. Все видно по одежде, по машинам. В Грозном картина очень оптимистичная.
– Как обстоят дела в сфере религиозного просвещения. Можно назвать это государственной политикой, или это просто частная инициатива?
– Честно говоря, я бы не сказал, что там все хорошо в этом вопросе. Конечно, есть определенные трудности, недостаток опыта. Глава республики, который сам верующий мусульманин – это, может быть, уникальная ситуация в Чечне, этого нет больше ни в одном регионе – сам созывает всех к себе на совещание, и дает там инструктаж и накачку.
– А какие вопросы на совещаниях у Главы Республики обсуждаются?
– Обсуждаются религиозные вопросы, которые значимы для государства, для всего общества и потому требуют государственного подхода. В частности, недавно там проводилась кампания в отношении радикалов. Кстати, в Чечне, впервые заговорили о контактах с умеренными салафитами, до этого их не признавали, называли шайтанами. Однако было дано начало диалогу. Некоторых особо ретивых вылавливали в мечети, привозили в столицу и потом уже беседовали. Возможно, была какая-то жесткость, но все-таки беседовали, а не расстреливали. Все очень хорошо понимают, что действия власти адекватны ситуации и поведению людей. Если кто-то берет в руки автомат и убивает людей, чтобы поднять мятеж, то, естественно, реакция власти тоже должна быть адекватная и симметричная его поступкам. А если речь идет только об убеждениях, которые можно назвать крайними и даже радикальными, но их носители еще никаких преступлений не совершали, то нельзя за это «прессовать» и подвергать реальным наказаниям – надо перевоспитывать, убеждать, приводить аргументы классического ислама, не приемлющего не только экстремизма, но и в целом всяких крайностей. Вести беседу с заблуждающимися можно и нужно — собственно, это там сейчас и происходит. Поэтому то, что касается политики государства, то она, безусловно, позитивная.
– Существует мнение, что экстремисты и террористы понимают только язык силы, поэтому нужно уничтожать. Находит такая позиция понимание?
– Дело в том, что это подмена понятий. Что такое экстремист? Надо определиться, о ком идет речь. Наш Пророк (мир с ним) говорил, что пока такие люди только молятся и не берут в руки оружия, то не трогайте их, потому что они все-таки соблюдают намаз, пост и другие предписания. Если они никому зла не причиняют, и вы их не трогайте. Но если уже они возьмут в руки меч, то тогда мечом их и бейте. Поэтому должна быть адекватность, симметричность преступления и наказания. За убеждения нельзя людей убивать, сажать в тюрьму. Но, повторюсь, работать с ними идейно, надо обязательно. Если эти убеждения ошибочны, то надо стараться эти ошибки показать и исправить. Это, безусловно, задача мусульман, богословов, имамов.
– Что касается радикалов: может быть, вы общались с представителями духовного управления, с имамами, которые знают мотивацию этих людей? Потому что если все нормально, если исламские принципы соблюдаются даже наверху, то это, по идее, должно выбивать идеологическую почву из-под ног радикалов…
– Ученым понятно, что здесь есть разные причины. Есть люди, которые уже когда-то встали на преступный путь и повязаны кровью. Даже если вспомнить знаменитый советский фильм «Место встречи изменить нельзя», там в последней серии, когда там главный герой Шарапов проникает в логово к бандитам, он там встречает своего фронтового товарища, с которым он вместе воевал и который после войны стал преступником. Он говорит: пойдем, я буду за тебя ходатайствовать, добиваться, а тот говорит: а что ты сделаешь за мои уже послевоенные «подвиги»? Он предпочитает умереть, но только не отдавать себя в руки милиции. То есть, человек повязан кровью, и это действительно тяжелое состояние.
Может, кто-то и находит мужество отправиться в тюрьму, отсидеть какое-то время, а потом выйти и стать полноправным гражданином. Но есть и те, кто не могут на это пойти, и они решают дальше воевать, еще более ожесточаются, озлобляются, все человеческое из себя вытравливают. С такими людьми богословский спор уже невозможен. Но я не думаю, что таких на самом деле много.
Есть и другие факторы, например, подкуп людей или асоциальная среда влияния. Согласно статистике Федеральной службы исполнения наказаний, очень много бывших уголовников, которые сидят за воровство, разбой, драки и были совершенно нерелигиозными, в тюрьме слышат религиозную проповедь в извращенном виде, и становятся уже как бы религиозными преступниками. Они вместо покаяния начинают восхвалять самих себя, свой нафс, считая себя уже не какими-то преступниками, «честными» или нечестными ворами, а как будто «борцами за халифат» – такое благородное оправдание они находят для своих бандитских наклонностей.
Людей, у которых после освобождения нет никакой жизненной перспективы, заманивают деньгами и рассказами о джихаде, сулящем попадание в рай. Поэтому, к сожалению, многие люди, вставшие на преступный путь, часто на это соблазняются. Опять же повторю, что таковых все-таки меньшинство. Поэтому нужна объемлющая, системная, поддерживаемая государством проповедь, которая будет разоблачать примитивистские подходы, показывающая преимущества умеренного прямого пути в исламе, которому характерны толерантность, уважение чужого мнения, диалог.
– Есть ли какие-то успехи в работе с молодежью в идеологическом плане?
– Мне представляется, что политическая гениальность Ахмата и Рамзана Кадыровых заключается в том, что они сумели сплотить народ по национальному признаку, как это было раньше, до этих страшных войн и событий. Если ты чеченец, значит, ты не должен убивать своего брата, даже если он непохож на тебя и немножко по-другому религию понимает. У Кадырова в гвардии, как говорят, что чуть ли не ¾ бывших боевиков служат. Потому что очень мудро было сделано – в республике исламу дали свободно развиваться. И они, эти бывшие боевики, так и говорят – с чем нам теперь бороться? Все, что мы хотели, теперь есть в жизни: достаточно мечетей, медресе, женщины в платках ходят, алкоголь не навязывают людям и т. д. Поэтому зачем нам теперь по лесам бегать, когда можно все это защищать и еще деньги от правительства за это получать? Это совершенно нормальный, здоровый подход. А ведь надо было так повернуть сознание людей, чтобы выиграть идейное противостояние с терроризмом и национал-сепаратизмом! Сейчас безопасность в Чечне выше, чем в Москве.
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!!
Желающим обращаться по телефону: 8 (963) 989-06-06