К1иран де, 22.12.2024, 14:17
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Зура Итсмиолорд


Стоит ли ставить литературу на кон?
Зура Итсмиолорд

Искусство, литература, кон, азартная игра. Что общего в перечне этих слов?
Прежде всего, заметим, что литература (точнее, художественная литература) — это искусство владения материалом языка - словом.
Азартная игра - когда на кон ставится все, что угодно, но выигрыш зависит не от искусства играющего, а от случая. В наши дни азартная игра — это заключение пари на событие с сомнительным исходом с главным намерением получения прибыли. Может ли азартная игра со словом явиться литературой и стоит ли ставить на кон свое слово? Азарт - это психологическая зависимость человека. Она представляет собой не только материальную, но и социальную проблему. И факторами риска являются эмоциональная неустойчивость и сниженный самоконтроль игрока.
Вот, не получается у меня часто ездить в горы, хотя мои предки - выходцы из высокогорья. И Бакинскую трассу я пересекаю очень часто, в Домбае еще не была, впрочем, и в Альпах. Хотя и мечтаю посмотреть мир своими
глазами. И не надо мне доказывать, что "наши горы – это наши горы, они родные, не предадут, не подставят, они самые красивые, близкие и родные. Там же жили наши предки, мы должны беречь свои горы, башни, тропинки, родники. Говорят, когда человек не пьет из родника, то родник высыхает. Все это надо беречь".
Даже честь надо беречь. Жить в ладу со своей совестью. И принимать все, что от Аллаха с пониманием.
Верующий человек - тот, кто соблюдает каноны, а не только совершает намазы. Достоверно, что в исламе наложен запрет на азартные игры, а христианство считает их страстью к безосновательной наживе. Неправильное воспитание в семье, вещизм, зависть, жадность, уверенность в том, что все проблемы можно решить с помощью денег - факторы, предрасполагающие в игровой зависимости.
А если человек, считающий себя писателем, страдает лубоманией - патологической склонностью к азартным играм? Литератор - азартный игрок? Литература - азартная игра?

Англичанин Френсис Бэкон как-то заметил: "Бывает, что человек отлично тасует карты, а играть толком не умеет". А разве каждый взявший в руки ручку, умеет писать, не говоря уже о литературных шедеврах?! Или слон, размахивающий щеткой, которую он держит хоботом, является художником?

Не знаю, почему, но вспомнила слова безбожника Вольтера :"Что с религией, что с азартной игрой, получается одно и то же: начавши дураком, кончишь плутом". К слову, литератор Вольтер не страдал тягой к азартным играм. Это он так философствовал.

Вы думаете я не знаю разницу между литературой и азартной игрой, или меня сбивает с толку утверждение Канты Ибрагимова - Председателя Правления Союза писателей Чеченской литературы насчет азарта и литературы? Чтобы не быть голословной приведу цитаты из его последнего интервью "Литература - азартная игра":http://vesti95.ru/individual-opinion/46846.html
"В азартные игры я не играю, к счастью, хотя очень азартен. Но отмечу, что литература – это тоже своего рода игра. Азартная игра – это риск!"
Я наивно полагала, что литература - вид искусства. Неужели я не права. когда оставляю своим героям надежду на лучшее, даю читателям возможность домыслить за меня, стараюсь сделать мир добрее?
А вот французский писатель Андре Моруа считал искусство попыткой создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир.

Моя вина в том, что судьба была благосклонней и не приходится жаловаться, как Ибрагимову К.:
"Я, например, был экономистом, физиком, лириком, бизнесменом и предпринимателем, преподавателем ... стал рабом литературы".
Меня учили, что у свободного человека не должна быть рабская психология. Сочувствую Канте Хамзатовичу. Прав был Корней Чуковской: "Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота".
Оказывается, что оскорбительные, унижающие человеческое достоинство фамилии и имена героев Ибрагимова (явная транскрипция испражнений) ошибочно рассматриваются автором "в рамках чеченского менталитета, и большинством русских просто не замечаются или не понимаются". Гоголевские Коробочка и Собакевич - совсем безобидные, по сравнению с ибрагимовскими фекалиями (Урина и БИДаев из его последней "нетленки" - "Авроры".).
В свое оправдание Канта Хамзатович говорит:"Фамилию можно взять любую, а герой может быть положительным". И чего я пристала к автору, который не ставит "цель стать чеченским писателем, русским, французским"?! У него одна цель - "быть писателем, художником, передавать свои мысли, свои видения, художественные видения", потому что "... мы живем в XXI веке". Правда, он сомневается в своем писательском будущем:"... кто бы или что бы ни говорил, а потом, когда время пройдет, останусь ли я писателем, не знаю". "Главное – быть художником, честным писателем, а далее время покажет", - здесь уже сомнения его одолевают?

Э-э-эх, непростое это дело - писательство. Прямо по Ибрагимову получилось. И надо же было Владимиру Малахову и Ражапу Мусаеву такой "умный вопрос" с цитированием американского прозаика Д.Стейнбека задать! Ой, чуть не забыла. "За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением" Стейнбек стал лауреатом Нобелевская Премия в 1962 году, а Ибрагимов - который уже раз - "номинант"!

Не думаю, что моя ирония вынудит "великого" чеченского писателя отказаться от Нобелевской премии, как это сделал в свое время Борис Пастернак, несмотря на "значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа". Ведь многие писатели просто-напросто не получили этой награды.
"Литература – это пособие для жизни, а классика вообще показывает, как надо жить. На то она и есть классика мировой литературы. Как надо жить, что надо делать. Пойдешь направо – получишь то, налево – то, прямо – другое. Общеизвестно, что нам Всевышний дал великие труды, Библию, Коран, там все описано. Наши труды – это, конечно, не Коран и не Библия, это производные, далекие от тех великих творений божественных". Да простит меня Всевышний за цитирование слов Ибрагимова, где упоминаются Священные Писания наравне с "его далекими производными" от них.

Радует, что В.Малахов и Р.Мусаев считают Ибрагимова "талантливым человеком", у которого "обязательно есть недоброжелатели" и гением, которого "порою откровенно ненавидят". И "конечно, завистников много, и говорят много". Зато вы так о себе не скажете: "... мое дело писать и работать...А когда писатель, художник творит, то в его палитре должны быть и есть все краски: от белой, красивой до самой черной". Интересен мне колор КРАСИВОЙ краски.
А как можно, убивая всех героев, быть уверенным, что "произведение дает надежду на лучшее"?
К примеру, я ничего не "выдаю", а пишу. Свободно, спокойно, не страдаю от нехватки словарного запаса. Живу жизнью своих героев, пытаюсь раскрыть их внутренний мир, показать красоту наших обычаев, развенчивая миф о тотальном бандитизме и терроризме. Каждый день, делаю намаз не только, когда просыпаюсь, но и не ложусь спать в десять часов вечера, потому что, надо еще пятый намаз делать. И не люблю об этом говорить, даже в "назидание молодым". Каждый из нас несет свой крест и не отвечает за грехи чужие.
И напоследок. Поверьте, ни один чеченец не удивится даже шеститомнику. Это Ибрагимов прикалывается, говоря: "И более того, когда я выдал роман «Седой Кавказ», сами чеченцы не могли предположить, как может чеченец написать такую объемную книгу. Они ее даже не читали, а сказали, мол, Канта заплатил и за него пишут". И все-то он знает.

Ну, не могу я не писать, Канта Хамзатович. "Если вы можете писать, обязательно пишите. И Бог вам все воздаст. Если вы можете не писать, то зря не пишете, это однозначно". Спасибо за совет. Всегда буду писать. Согласна, что "получается спонтанно, но не меняется". Хотя...стоит ли ставить литературу на кон?
Къастар: Зура Итсмиолорд | Д1аяздина: itsmeolord (24.05.2012) | Д1аздинарг: Зура Итсмиолорд
Хьоьвсина 1782-за | Тидам бар: 5.0/1



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)