Шоьтан де, 21.10.2017, 11:33
Марша вог1ийла (йог1ийла) Гость | RSS

Йоккха Атаг1а (Старые Атаги)

Ков (вход)
Караде (поиск по сайту)
Керла сурт (новая фотография)
Сайтан хан (Сайт существует)
Вайга хьоьжу дуьне (География посетителей)
Хенан х1оттам (Погода в Атагах)

Тхан яздархой (наши авторы) »
» Абуезид Апаев

[ Т1едаккха (добавить) ]

Путевые заметки любителя этнографии.

В свой летний  отпуск  я  был на Кавказе, на этнической Родине – Чечне, в родном селе Старые Атаги. Там живут мои родные, друзья детства и юности. Очень добрые, достойные, честные, порядочные люди. Один из  друзей  детства - Сайд-Эмин Джабраилов, 54 года от роду. Это - Человек неугасающей энергии и энтузиазма. Человек с врожденной высокой грамотностью, которую он восполняет всю жизнь от самых малых лет, когда выписывал годами  и читал журнал «Вокруг света». Все мы мечтали стать путешественниками, но он смог свою мечту реализовать,  хотя  жизнь и требовала  зарабатывать хлеб другим ремеслом. Закончил успешно географический факультет ЧИГУ, при этом в географическом обществе университета  вел  активную студенческую научно-поисковую работу. Обошёл тогда все горы и ущелья Чечено-Ингушетии. Подготовил  кандидатскую диссертацию. И сейчас  продолжает исследование  ландшафта Республики, преподает на географическом факультете  ЧГУ, готовит и соведёт цикл телепередач «Чечня неизведанная». Сайд – Эмин, как всегда,  предложил мне однодневный экскурс в горы Шатоя. На его пятидверном вездеходе НИВА  рано утром  28 августа мы втроём (с Хизаром, 18 лет) выехали из родного села Старые Атаги.

По хорошей асфальтовой дороге, идущей в горах вдоль берегов Аргуна, мы довольно быстро добрались до Шатоя.  Как и планировали, купили там несколько буханок хлеба местной пекарни, который хвалят все. Даже в Грозном «Шатойский» хлеб пользуется высоким спросом.

 В Шатое   мы свернули налево на дорогу, ведущую в сторону сел « Памятой», «Сатты», «Юкъарч-Кела», «Асланбека Шерипова» («Хьен-Кхаьл»). Эта дорога  древняя. Проложена по склонам горной гряды, называемой местным населением «Б1аьн дукъ» (буквально - «Войска хребет», то есть горный хребет, вдоль (или «по») которого двигалось войско.

Проехали родовое село «Памятой», в которой издали видна большая недостроенная мечеть. Затем  доехали до села «Саьтта», являющегося родовым селом  чеченского тайпа (ваьра) «Сатто». Все села ближайшей округи входят  в Шатойское Общество  («Шотой Тукхум»). Это одно из 9 таких  Обществ, составляющих  чеченский народ. Свернули на дорогу к родовой боевой башне тайпа «саттой».

       За прошедшие века башня частично разрушилась,  но в советские времена её отреставрировали. В основании её размер 5 на 5 метров, толщина стены - 88 см. В годы военных действий 1995-2000 годов были снесены  пятый этаж и крыша. Министерство культуры Чечни в  2010 году    выделило  средства на реставрацию этой башни. Присутствовавшему в 2010 году на церемонии  открытия  отреставрированной родовой Саттоевской башни Министру культуры ЧР Дикалу Музакаеву шатойцы выразили слова искренней благодарности властям  и лично Главе Республики Рамзану Кадырову.  

Огромная заслуга в этой реставрации  принадлежит и Саиду Саратову, до пенсии  многие годы  работавшему директором Аргунского государственного историко-архитектурного природного музея-заповедника. Интеллигент в лучшем смысле этого слова, добрейший, порядочнейший человек и настоящий патриот чеченского  народа. Многие годы он посвятил охране горных башен и девственной природы горной  Чечни. В самые тяжелые годы военных действий он, порой рискуя своей жизнью, делал даже невозможное, чтобы войска не разрушали памятники средневековой архитектуры  в Аргунском ущелье. Саратова Саида  знают во всей Чечне все те, кому  небезразличны ценности  истории нашего народа.

Если  народное признание Саида Саратова и состоялось, то его заслуги по достоинству ещё не оценены властями. Не теряю надежды, что и руководство нашей Республики от имени государства по достоинству и справедливости  оценит заслуги Саида Саратова перед чеченским народом. Ведь во все времена у нашего народа СПРАВЕДЛИВОСТЬ  всегда ценилась  превыше всего!

Из  окон-бойниц 5-го этажа Саттоевской башни открываются красивые виды почти  всей  Шатойской  котловины.

 

Недалеко от родовой башни, через речку «Ваьрди-аьхк» находится  небольшое плато «Туьшпа1-Корта», расположенное в пределах нынешнего села «Урд-Юххе». Это место, где  более 600 лет назад  поселился далёкий предок нашего рода Сатто, первым переселившийся со своими родственниками сюда из прародины всех чеченцев НАШХА. Позже здесь построили  три башни, окружили  их крепостной каменной стеной («Г1АП»), имевшей в плане вид  неправильного вытянутого треугольника. До  сталинской (1944 года) высылки нашего народа ещё оставались  на этом месте  каменные останки стен этих трёх башен и крепостной ограды. Старики из этих двух сёл сохранили эту легенду, которая в скором времени может оказаться в числе вообще забытых, потерянных легенд.  Многие десятилетия отсюда камни  разбирались жителями сел «Сатты» и «Урд-Юххе» на постройку своих строений. Последние большие камни, разобранные из останков башенной крепости, использованы во дворе жителя села Урд-Юххе для устройства  стены,  подпирающей склон.

Башенный комплекс  «Туьшпа1-Корта»  был центром обширной  местности «Саьтта», границы которой занимали территорию нынешних сел Саьтта, Юкъарч-Кела, Урд-Юххе. Спустя десятилетия, когда с приростом населения становилось тесно, отсюда наши предки расселялись далее, основывая новые села и образуя  ветви (гары) тайпа (ваьра) Саттой: Саьтта, Юкъарч-Кела, Хьал-Кела (Саьрбала, Нуй, Лаьшкара, Саной), Нохч-Кела. Это место должно быть архи-интересно для исторической науки ещё и потому, что вокруг башен имелась каменная крепостная стена. Такие башенно-крепостные комплексы довольно редко ведь встречались в Чечне. Уверен, что должно наступить  то время, когда ученые Чеченской Академии Наук, Чеченского Государственного Университета  получат целевое финансирование и  смогут провести полевые археологические исследования на месте бывшего башенно-крепостного комплекса «Туьшпа1-Корта».  

Проведя небольшую  фотосессию возле и на башне, мы двинулись далее в сторону села   «Шаро-Аргун».

Вскоре проезжаем  место, исстари известное как «Кхаа кхоре» («трёх груш место»). С незапамятных времён до наших дней здесь по выходным дням устраивают горский базар. Сюда со всех аулов округи люди приходили продавать (покупать) домашний скот, птицу, продукты, домашнюю утварь. Я вспомнил предание   о том, что предки  сатто,  ныне живущих в селе Старые Атаги и носящих 10 фамилий (Айдаевы, Баталовы, Осмаевы, Тукаевы, Тамбиевы, Хайтаевы, Цацаевы, Цокаевы, Чимаевы, Эльмурзаевы)  в самом начале ХVII века с другими сородичами переселились из горной местности «Кхаа кхоре» на равнину и основали село «Чехкара», в котором  также поселились рядом и выходцы из тейпа «Памятой». В последующем оно стало крупным селом (по меркам тех времён) с числом дворов  около 300, в основном представляющих эти два тейпа.

      В тот же период активного переселения  горцев на равнину из села «Саьтта» переселились  в «Чехкара» и предки нынешних атагинцев, относящихся к «Г1уди-некъи» («некъи» - ответвление от гара) и носящие ныне  фамилии: Азимовы,  Апаевы,   Арсемиковы, Канаевы,  Мукаевы, Чакаевы  и другие.  Другие  многочисленные потомки ветви Г1уди («Г1уди-некъи»), предки которых в ту пору остались в горах,  ныне живут в основном  в селах «Сатты»  и «Урд-юххе».  

Как гласят предания,  предки наши  переселились на равнину,  и  под северным склоном горы «Чехкара-Арц» на левом берегу реки Аргун основали село «Чехкара».  Вся равнина (ныне носит географическое название «Большая Чеченская равнина») была покрыта густыми лесами. Поэтому для каждой семьи, вырубая лес,  вычищали  участок - «ирзу», строили небольшие турлучные дома – сакли. Технология была довольно практичная: делали каркас из древесины  и стены из плетёнки, затем обмазывали это раствором из глины,  перемешанной  с соломой (т.е. «армированной» соломой). Такие дома строились быстро, потому как  весь материал был на месте и делали всей «большой семьёй»   вместе, то есть народным методом «белхи» (дружно всей родней принимались и строили одной семье  дом, затем другой, третьей и так - каждой). 

      Вернемся в Шатой, на дорогу, именуемую «Б1о некъ». Проезжаем село «Асланбека  Шерипова», названное именем  революционера, командира Чеченской Красной Армии, погибшего в бою с белогвардейцами в 1919 году на окраине села Старые Атаги. Родное село героя гражданской войны имело исторические название «Хьен-Кхаьл». Перед въездом  в село «Хьен-Кхаьл», слева, на склоне  хребта,  открывается каменная водяная мельница, которая использует силу вод  родника «Хьоскан-шовда». Здесь в прошлом впервые  мельницу построил  Шаптакъ, Чабдархи во1 (сын). Нажа, сын Шаптакъа,  её восстановил после возвращения чеченцев из сталинской ссылки в 1957 году. В 1996 году в войну мельницу опять разрушили. Вот  в таком каменном виде восстановил её Супьян Чабдарханов, сын Нажи. Надеюсь, что эта мельница  отныне будет служить и музеем горских ремёсел, вызывающим интерес и у туристов.

 Справа от дороги, далеко видны противоположные  хребты, редкие дома. Нужно  отметить, что  все местности  здесь  чаруют изумительно красивыми пейзажами, ласкающими взор.

 Позже в Москве, просматривая на свежую память  фотографии, сделанные в горах, я с горечью заметил, что не может ни одно фото передать всю красоту и масштабы этих мест. Тем не менее,  эти фотографии  дают   огромное эстетическое наслаждение и в мыслях возвращаешься вновь и вновь в горы Чечни.

Вернёмся, читатель, и мы на горную дорогу. Она пошла вниз, к реке. На том  правом берегу видны разбросанные дома села «Шаро-Аргун». От Шатоя до него где-то 12км.  Когда слева по нашему движению заканчивается гряда «Б1аьн дукъ», спереди и справа открывается  ущелье реки Шаро-Аргун.




      

      Здесь изумительно красивые виды на  огромную «площадь» котловины внизу и на склоны окружающих высоких гор. Разрезая эту котловину  пополам, как некая живая ось, протекает могучий  Шаро-Аргун, принимая в себя  впадающими слева и справа горные речки (аьхкаш). Это село, как рассказал наш горный гид,  создано в период завоевания этих мест царскими войсками. Тогда царская военная администрация всех хуторян ближайшей округи, живших здесь небольшими поселениями, согнала в одно это место, «дабы было удобно под контролем держати…». Живут в селе выходцы из тайпов  Д1ай, Босой, Зумсой. Домов немного, есть и пустующие вовсе. Со слов сельчан, в селе осталось жить  всего 18 семей, то есть «к1ур» ( дымов). После войны многие уехали, кто куда. Кто-то на равнину спустился жить, кто-то уехал за границу или в российские области. Тяжело ведь здесь жить, тем более, что работать негде, доходов стабильных нет. Натуральное хозяйство – вот экономическая основа всей жизни селян в горах Чечни сегодня.

Мы переехали по мосту  на правый берег  Шаро-Аргуна  и повернули направо, вверх по правому его берегу. Доехали до ниспадающего по склону родника. Этот водопад небольшой, но вода прозрачная и светлая.  Для путников здесь же построен небольшой домик для молитвы с ковриками, приспособлено  у родника место для омовения. Поодаль от домика стоит туалет придорожный. Радует такое внимание людей к нуждам путников. Пока добираешься до села «Нижний Дай»  грунтовая горная  дорога несколько раз переходит на другой берег. Над  дорогой нависают высокие горы, чаще скалистые отвесные. Ущелье узкое и глубокое, местами русло Шаро-Аргуна сужается настолько сильно, что ширина составляет всего  7-10 метров. В этих местах Аргун и  шумней, и быстрей несёт свои мутные воды. Пониже таких мест видны огромные валуны (размером с грузовик), которые (как рассказывает учёный-географ Сайд-Эмин) река годами отрезала от скальной горы и выкатила вниз от узкой расщелины. Мосты и сама дорога  находятся в хорошем состоянии. Чувствуется, что уход за ними ведётся должный. Здесь часто, замечая свежие следы дорожной техники, в  мыслях и вслух выражаешь  благодарность  дорожным службам «Чеченавтодора» за такую работу. Сайд-Эмин охотно соглашается со мной, он говорит, что в горах нужен постоянный уход за дорогой, так как измениться ситуация может в любое время. Едешь по дороге, глядя  на обрыв с одной стороны, и на отвесные склоны с другой стороны. Смотришь и думаешь, что  теоретически  вот этот крутой склон из  скальных пород  или тот откос вот-вот  может сползти или (ещё хуже)  завалить  дорогу.

Доехали до места, где недавно в сильные дожди Аргун смыл  участок дороги. Тогда жителям  сел «Нохч-Кела»  и  «Д1ай» приходилось в объезд через «Шарой» и «Итум-Кале»  ездить  до «Шатоя». Это удлиняло вдвое  дорогу до Шатоя. К чести своей,  власти Республики довольно быстро восстановили дорогу.  

От  села «Шаро-Аргун»  до села  «Нижний-Дай» ехать всего 7-9 км. Само село  «Дай» растянуто на 3-4 км, имеет ныне до 50 дворов (Нижнее и Верхнее  есть по сути одно село). Далее  через мост мы свернули налево на дорогу, ведущую на село «Нохч-Келой», до которого от этого моста всего 7 км пути  вдоль реки Келой-Аьхк. Вода в ней не такая мутная, как в Аргуне, чувствуется, что родники его питают. А в месте, где Келой-Аьхк впадает в Шаро-Аргун, отчетливо видно, насколько  её воды  светлее аргунских (смотри фото).     

Ущелье реки Келой-Аьхк оказалось попросторнее, склоны гор – пологие, не отвесные. На зелёных склонах всё больше растительности  вперемешку с деревьями. Виды этих мест успокаивают  и радуют глаз. Доехав до села «Нохч-Келой» и встретив первого местного жителя, остановились, познакомились  с  Ширвани Бахаевым, лет 45. Я спросил его, какого вы тайпа/рода чеченского. Он ответил:  «Тхо тайпан нохч-келой ду» (Мы рода нохч-келой).  Я переспросил: «Почему не говорите просто  «келой»?  Это вы, наверное, по названию села  так говорите? Как правильно?» Ширвани ответил: «Да, правда, по названию села мы говорим так. А отцы наши переселились сюда из  местности Саьтта, оттуда мы корнями». Я спросил, а все ли в селе жители родом из Саьтта?  Ширвани: «Нет, не все, но большинство. Есть выходцы  из тайпа  Макажой», Хат1ин-гара (ветви)».  Подошел к нам и второй селянин,  тоже познакомились. Маазу  Масхутову 51 год. Они вдвоём рассказали о преимуществах их села. Здесь климат хороший и земля настолько плодородна, что любая посаженная культура успевает дать урожай. В прошлые века в селе были 4 заводика, изготавливавшие кровельную черепицу, были кузницы, мельницы. Кроме того, их село  имеет 4 горы, на которых селяне столетиями косили сено, пасли скот, улей держали. Действительно, село расположено в котловине, окруженной этими горами, имеющими пологие склоны. Вдали виден очень высокий водопад с чистой водой.



 Видны там же оголенные скальные породы белого цвета, каких на своём пути ещё не видели мы. Дома в селе расположены по обе стороны небольшой реки Келой-Аьхк, в которой ловится рыба карп и форель. В период  двух войн их село также бомбили, дома разрушили. Мааз  говорит, что в 1996 году он, после того, что его дом и хозяйственные постройки разбомбили, уехал жить на окраину Грозного, в поселок  Андреевская долина. Тогда, в 1996 году, ещё было в селе 42 двора. Сейчас, после второй войны, осталось   только 24 двора. Только в 2008 году сюда провели линию электроснабжения, а до этого на керосине перебивались. Селяне очень благодарны за электричество Рамзану Кадырову,  Главе Чеченской Республики. Газ обещают провести в ближайшие годы, сейчас  трубу проложили до села «Шаро-Аргун».  Да-а, красивые здесь виды! Но жить здесь также тяжело! Далеко  от своего райцентра «Шатой» (37 км)  и до «Шароя» - 34 км.  

 Мы попрощались  с Ширвани, отказавшись от приглашения в дом на чай и поблагодарив за гостеприимство. Мы поехали на  машине дальше, попутно взялись подвезти  Мааза на окраину села в сторону водопада. Там у Мааза  стоит пасека. В машине я спросил Мааза, какого рода они. Меня удивило то, что Мааз на  те же мои вопросы ответил такими же словами, как и Ширвани, хотя на эту тему я беседовал с ними порознь. «Хотя мы говорим, что мы тейпан «Нохч-Келой», далёкие отцы наши корнями из Саьттагде ранее жили наши  предки и откуда они переселились к своим родственникам  из двух других ветвей (гаров): Элай-гар и 1умар-гар. Эти два гара переселились и основали село ещё в доисламскую эпоху. На старом языческом кладбище похоронили всего трёх мусульман, а потом начали новое (мусульманское) кладбище».

На обратном пути, когда вернулись в село и прощались с Маазом, к нам подошёл  мужчина лет за 30 и попросил подвезти его до села «Нижний Дай». В пути разговорились. Артур по профессии тракторист и едет, чтобы перегнать купленный на днях свой колесный трактор «Т-41». Я начал те же расспросы. Артур также подтвердил, что слышал от дедов о том, что их предки корнями из местности Саьтта.

Я вспоминаю чеченского классика - писателя и учёного М.Мамакаева. В  условиях коммунистического режима и её беспощадной цензуры Магомед, чтобы ему  разрешили  опубликовать в 1973 году результаты своих научных этнографических исследований, назвал свою книгу «Чеченский тайп в период своего разложения». В этом труде учёный схематично утверждает, что «Тайп САЬТТОЙ  делится на гары: Нохчкела, Кела, Саьтта, Хьалакела». Эти выводы великого сына чеченского народа подтверждают и три случайных попутчика, представителя одого из этих гаров – Нохчкела.

По живущей до сего времени легенде, наш общий предок со своей семьёй и роднёй переселился из прародины НАШХА в  место «Тушпа1-Корт», недалеко от села Сатты, как и писал выше. С течением времени, когда становилось тесно в пределах   крепости «Тушпа1-Корт», в разные времена отделялись от «большой семьи» и «отцовского крова»  семьи и закладывали новые сёла: Саьтта, Юкъерч-Кела, Нохч-Кела, Хьал-Кела, Саьрбала, Лаьшкара, Нуй, Саной, Урд-ЮххеЧехкара, Йоккха-Атаг1а, Г1ойта, Ведана,  Доьйкар-Ойла (Толстов-Юрт).

 Уверен, что немало чеченцев ещё осталось, которым интересна история не только народа в целом, но и своего тайпа/ваьра, гара, фамилии. Все мы испытываем недостаток исторической информации. Нет письменных источников о том, когда, каким маршрутом переселялись наши предки из нашей общей прародины НАШХА в Шатойскую котловину,  другие ущелья и ареалы проживания чеченцев. Исследование одних лишь намогильных камней («чурташ»), там  где они и  сохранились, могут дать только дополнительные сведения. Но и этого ничтожно мало.

В Чечне сделано очень много по возрождению Республики. Древо науки «Археология» давно перестало приносить  свои  плоды в Чечне. Необходимость создания  научного археологического центра очевидна. Надеюсь, очевидна не только для общественности, но и для руководства Республики. Излишне говорить, что лабораторное оснащение  такого центра должно быть на мировом уровне. Нужна серьёзная целевая программа развития археологии в Чечне, необходима подготовка научных кадров для этого центра. Не единицы отдельных учёных, а целой команды, способной поднять эту науку на современный уровень, позволяющий  приносить  новые  научные плоды, которые восполнили бы пробелы в истории нашего народа, его древнего прошлого.

                                        

 Абуезид  Апаев, 

Московский клуб любителей истории «САТТО», октябрь 2012г.

Къастар: Абуезид Апаев | Д1аяздина: isamuslim (05.03.2013)
Хьоьвсина 2679-за | Тегаш: Сатто, Апаев, Абуезид | Тидам бар: 5.0/2



Массо а т1еаларш 0 ду
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Антибаннер
Услуги
Купля - продажа, дарение или наследование домовладения или земли требует, чтобы было проведено межевание земельных участков, а также для оформления в собственность земельного участка !!! 
Желающим обращаться по телефону:
8 (963) 989-06-06
Вевза-везачуьнга (Посоветовать ссылку)